0
784
Газета От редакции Печатная версия

28.05.2020 19:16:00

Военные авиастроители ставят на искусственный интеллект

Человек в кабине истребителя шестого поколения превращается из пилота в контролера

Тэги: военная авиация, авиастроение, искусственный интеллект


Фото Павла Сарычева\НГ-Online

Пилот гражданского самолета все больше становится похож на робота, следящего за показаниями приборов. Катастрофа Sukhoy SuperJet-100 в Шереметьево, которая унесла 41 жизнь, говорит о том, что в критической ситуации при отключении автопилота человек порой не в состоянии адекватно реагировать на происходящее. Он теряется и не знает, что делать со сложной бортовой электроникой. Современная авиация, в том числе военная, все дальше уходит от ручного управления.

Самые современные боевые истребители – машины 5-го поколения: американские F-22 Raptor, F-35 Lightning и российский Су-57 – устроены так, чтобы человеку приходилось минимально участвовать в их работе. Они могут выполнить полет на малых высотах, огибая естественные препятствия, рассчитать тактику боя и предотвратить ошибки при выполнении критического маневра, способного привести к авиакатастрофе. С помощью безынерциальных систем навигации они «запоминают» маршрут полета и вернут истребитель на аэродром вылета без вмешательства человека, подсказок диспетчеров. На днях истребитель Су-57 впервые продемонстрировал, что может вообще обходиться без летчика – машина выполнила полностью автоматический полет. Пилот, правда, находился в кабине, но систем управления не касался.

Этот полет Су-57 проходил в рамках отработки использования элементов следующего, 6-го, полностью роботизированного поколения авиационной техники. Переход к управлению техникой при помощи искусственного интеллекта крайне важен именно для военной авиации. Стресс при выполнении боевого задания у военного пилота значительно выше, чем у того, кто управляет гражданским самолетом, как выше и опасность. Для армии потеря военного летчика – крайне дорогостоящее событие, ведь такого специалиста готовят много лет. К тому же у пилота могут возникать объективные физические проблемы в полете, например из-за перегрузок, – и этот фактор надо учитывать в планировании боевого применения самолета. Робот же всегда готов к бою. Его потеря влечет исключительно финансовые издержки. Это и привлекает военных, когда они заказывают у ученых и промышленников максимально автоматизированные боевые системы.

Пока искусственный интеллект все еще пугает человечество непредсказуемостью. Сегодня это самообучающиеся системы, способные анализировать ситуации и предлагать их решения, не повторяя прежних ошибок. Спор о том, может ли этот разум выйти из-под контроля и каковы будут последствия, идет много лет. Создатели новых систем осознают возникающие риски. Поэтому человек остается «у штурвала» управления даже самой современной военной техникой.

Однако сегодня «контролер» может пребывать в тысячах километров от боевой машины. Например, дрон MQ-9 Reaper уничтожает цели в Афганистане и Пакистане, а его оператор находится в Европе или Америке.

В немалой степени для того, чтобы иметь возможность сохранять контроль над истребителем, из Су-57 (при всех его достижениях) до сих пор не убрали кресло пилота. Эта машина уже сейчас может считаться истребителем следующего, 6-го поколения. Уровень ее роботизации настолько высок, что эта система в состоянии управлять и другими объектами в воздухе, на земле и воде, решая с ними совместные боевые задачи. Например, «помощниками» могут быть беспилотные роботы С-70 «Охотник», несущие ракеты и бомбы. Многих утешает, что при выполнении миссии в кабине Су-57 будет находиться человек, способный отключить искусственный разум и взять управление на себя. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также