0
1804
Газета Образование Печатная версия

05.07.2018 00:01:00

Как помочь ребенку-сироте стать благополучным в жизни

Эксперты советуют перестроить профориентационную работу детских домов

Тэги: сироты, детские дома, профориентация, высшее образование, профессия


Детдомовский ребенок ест, спит и живет в большом коллективе, и это особым образом влияет на его сознание. Фото Reuters

Трудности профориентационной работы с детьми из детских домов сказываются в дальнейшем на их благополучии в целом, говорили на встрече директоров детских домов в Анапе. На семинаре «Государственная политика в области реформирования организаций для детей-сирот», организованном благотворительным фондом «Искусство, наука, спорт», ученые из ведущих вузов России и руководители детских социальных учреждений старались вместе выработать решение, как вырвать детдомовца из замкнутого круга проблем.

Редкая птица долетит до середины Днепра, редкий воспитанник детского дома дойдет до высшего образования. А многие (об этом как-то не принято говорить вслух) выходят и вовсе со справкой об окончании 9 класса. Темы ОГЭ или ЕГЭ, которыми живет обычный школьник – это не про них. Хорошие школы этих детей брать не любят – вдруг испортят картину успеваемости. А в нынешних условиях рейтингования всего и всех опасаются брать вдвойне. Если школьнику-детдомовцу и встретится на пути хороший учитель, то много ли он сможет сделать в условиях обычного класса?

Где-то пытаются брать таким детям репетиторов. Только есть и здесь проблема – мотивации учиться у таких детей практически нет. И виновата в этом, кстати, сама система обустройства детского дома. Как показывают исследования, иждивенчество и сверхопека бумерангом сказываются на будущем благополучии сирот.

Детдом отучает детдомовца бороться за себя и тем самым лишает желания учиться с целью обретения престижной работы. Тема, чем больше зарабатываешь – тем больше у тебя свободы и возможностей занять себя чем-то интересным, здесь становится сразу неактуальной.

Понятие «выбор профессии» для данного контингента почти абстрактность, потому что выбора-то нет (желания ребенка не совпадают с возможностями). И устои в детдоме оказывают существенное влияние на подростков. Как рассказывает доктор психологических наук, профессор Московского государственного областного университета Татьяна Шульга, даже по окончании учебы в успешном колледже воспитанники детских домов чаще всего ищут работу, где есть форма (чтобы не тратиться на одежду), организовано питание и нет работы по выходным дням. Бывшие детдомовцы редко работают на двух работах. Они считают, что это невозможно трудно. И реже других остаются работать сверхурочно. Вдобавок и те важные процессы, которые происходят в нашем обществе сегодня, довольно ощутимо сказываются на поведении бывших воспитанников. Например, пропаганда потребительского отношения к жизни и окружению («Бери от жизни все!») и байки про то, как быстро можно разбогатеть, не прикладывая к этому особых усилий, сказываются на общем настрое детдомовцев. И толкают их в девиантные сообщества.

Помочь преодолеть все эти печальные обстоятельства, конечно, сложно, но решать проблемы все равно нужно. «Начали мы с организации вебинаров для детей, а теперь издаем для них учебное пособие. Которое даст детям ориентацию в профессиональной среде, начиная с самого определения профессии, образования и заканчивая разговорами с людьми, которые достигли больших успехов в этой области, – рассказывает профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Галина Семья и эксперт программы «С уверенностью в будущее» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» (проект поддержан Олимпийским комитетом России и одобрен Минобрнауки России). – Каждая профессиональная сфера у нас представлена рабочей профессией. Мы считаем, что не надо давать детям ложных надежд, но обязательно нужно показывать перспективы роста. Поэтому каждая сфера у нас представляет еще и футуристический прогноз. Мы показываем, какие профессии будут востребованы в будущем. Обязательно учитываем возраст детей, их развитие. Думаем, чем их зацепить. Даем подборку интересных фактов».

Как считает Галина Семья, в этой работе не может быть мелочей. Обязательно нужен социализирующий аспект. А важную информацию о жизни лучше подавать в контексте увлекательного материала. Пусть эти дети не станут строителями, врачами, машинистами, но как потребители этих разных сфер они должны понимать, как устроен мир. Зачем нужен медицинский полис, как платить коммунальные платежи и зачем это вообще нужно. Эти дети имеют дополнительные права. И они должны знать, как это работает.

«Мы часто проводим опросы, – рассказывает Татьяна Шульга, – и открываются какие-то очень важные вещи, которые обычно остаются вне нашего внимания. Эти дети не могут выбрать траектории правильного расходования денег. Не понимают, что такое режим дня, как планировать свой день, зачем нужно свободное время, что такое здоровый образ жизни и т.д.». У них зачастую нет адекватной оценки самих себя: она либо занижена, либо завышена, говорит Татьяна Шульга.

Увы, сопровождение сегодняшних детдомовцев, по сути, должно быть продолжено и после того, как они покинули стены детского учреждения и вышли на работу. «У них присутствует какая-то твердая уверенность, что кровная семья станет к ним по-другому относиться после того, как они стали взрослыми и начали зарабатывать. И очень часто они не замечают, что их кровные родственники начинают тянуть из них деньги, по сути, обкрадывая их. И беззастенчиво пользоваться их жилой площадью. Как отсечь таких кровников – эту тему тоже нужно решать», – подчеркивает Шульга.

По наблюдениям психологов, не все воспитатели пользуются уважением детдомовских детей. Это осложняет профориентационную работу. А вот институт наставничества, особенно если претендент на эту роль не только состоялся в профессии, но и сумел расположить ученика к себе, в этом направлении работает хорошо. «Мы считаем важным погрузить ребенка в мир профессий, чтобы пришло понимание, что выбор здесь широк», – поясняет Галина Семья.

После семинара руководителей детских домов у входа встречали их дети. Для них в детском центре была организована обучающая программа: разнообразные интеллектуальные игры, квесты, тренинги, творческие и спортивные мастерские, беседы с тьюторами.

Анапа–Москва 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также