0
76
Газета НГ-Энергия Печатная версия

08.04.2019 22:00:00

Какой трубопровод определит судьбу транзита голубого топлива через Украину

Киев ищет инвестиции для модернизации газотранспортной системы

Тэги: газ, украина, газпром, нафтогаз, северный поток2, турецкий поток


«Нафтогаз» предложил допустить иностранные компании к управлению украинской ГТС в обмен на финансирование. Фото РИА Новости

К концу 2019 года истекает 10-летний договор между Россией и Украиной о транзитных поставках российского газа в страны Евросоюза. Переговоры о новом соглашении ведутся с прошлого года, но пока безрезультатно. Тем временем «Газпром» прикладывает все силы к тому, чтобы к декабрю завершить строительство сразу двух газопроводов, идущих в обход украинской территории: «Северного потока – 2» и «Турецкого потока».   

Как отмечает немецкое государственное информационное агентство Deutsche Welle (DW), именно на этом фоне и прозвучало заявление заместителя министра иностранных дел Украины Елены Зеркаль о том, что Киев сделает все возможное, чтобы реализовать «план А», предусматривающий заключение нового транзитного соглашения в полном соответствии с законами ЕС, но в то же время разработал и «план Б» с участием Соединенных Штатов на тот случай, если договориться о продолжении транзита российского газа не удастся. 

В отличие от российских СМИ, широко растиражировавших и прокомментировавших это заявление, СМИ Германии на него практически никак не отреагировали. Поэтому DW обратилась к ведущим немецким специалистам по энергетике за комментариями.  

Начать надо с того, отметил один из ведущих немецких экспертов Роланд Гётц, что прекращение украинского транзита с 1 января 2020 года является «в высшей степени маловероятным». По его словам, было бы безумием, если бы Россия и Украина в той или иной форме не договорились о продолжении поставок в ЕС по украинской территории и дело дошло бы до нового газового кризиса наподобие того, что разразился в 2009-м. 

Логика эксперта в том, что даже если «Северный поток – 2» построят в срок – к концу 2019 года, его продолжение на территории Германии, газопровод EUGAL, будет готов к этому времени только наполовину, так что новый маршрут в любом случае не сможет сразу заработать на полную мощность. Уже по одной этой технической причине «Газпрому» для выполнения своих обязательств перед клиентами необходимо будет продолжить в 2020 году транзит через Украину, подчеркнул эксперт. Об этом же говорил на пресс-конференции, посвященной перспективам работы комитета по энергетике Госдумы, и его глава Павел Завальный. 

Проблемы с Третьим энергетическим пакетом в части его применения к «Северному потоку – 2» побуждают обратить внимание на проект «Турецкого потока», который не подпадает под действие правил ЕС.

Американский Foreign Policy отмечает в этой связи, что в настоящее время Россия, возможно, использует еще один крупный проект – «Турецкий поток», чтобы расширить свое влияние на «заднем дворе» Европы. В 2018 году было завершено строительство морского участка этого газопровода, который пролегает через Черное море, соединяя Россию и Турцию, а первые поставки газа ожидаются уже к концу этого года. «Турецкий поток» – это коммерческий и геополитический триумф России. В коммерческом смысле этот газопровод помогает закрепить позиции «Газпрома» в Турции, которая занимает вторую строчку в списке его крупнейших клиентов после Германии. С геополитической точки зрения этот газопровод позволяет обойти территорию Украины и укрепить стратегическое партнерство России с Турцией. И не только, поскольку реализация этого проекта может укрепить влияние президента России Владимира Путина на Балканах. 

Рассматривая реализацию «Турецкого потока» под углом зрения его угрозы продолжению транзита через украинскую ГТС, можно утверждать, что его продолжение на Балканы позволит создать балканский хаб, куда может приходить не только российский, но и азербайджанский (а впоследствии и туркменский и даже иранский) газ, если будет построен Транскаспийский газопровод. Именно это обстоятельство и сделает украинскую ГТС излишней с точки зрения поставок российского газа в Европу. Но для реализации этого проекта требуются, возможно, более глубокий анализ ситуации, чем тот, который пока имеется в штаб-квартире «Газпрома» и российского Министерства энергетики, и определенные шаги по налаживанию кооперации с Азербайджаном и Туркменистаном. Другими словами, российским поставщикам целесообразно отказаться от рассмотрения этих стран как конкурентов и видеть в них партнеров.

«НГ-энергия» уже освещала мнение Завального. Но есть необходимость еще раз напомнить об этом, поскольку проблема украинского транзита может стать ключевой для судьбы «Северного потока – 2». Павел Завальный в конце января, отвечая на вопрос «НГ» на вышеназванной пресс-конференции, сказал, что украинская газотранспортная система будет продолжать использоваться Россией для подачи голубого топлива в Европу. Это связано кроме всего прочего со значительным ростом потребления газа в Европе. Как полагает Завальный, потребность Европы в газе будет расти при уменьшении поставок с собственных месторождений примерно на 70 млрд куб. м в год. Половина этого объема будет приходиться на поставки российского газа. Украинская газотранспортная система (ГТС) состоит из шести газопроводов, по которым можно транспортировать до 180 млрд куб. м газа, из которых сейчас используются три. Другими словами, речь идет о транзите 90 млрд куб. м. Под этим углом зрения запуск «Северного потока – 2» к 2020 году может сделать излишним транспортировку газа через Украину. Но тут надо учитывать два фактора. С одной стороны, переходный период, связанный с запуском «Северного потока – 2» и выводом его на проектную мощность. В этот период без украинской ГТС не обойтись. С другой стороны, растущая потребность Европы в газе потребует использования транспорта через Украину. В противном случае, подчеркнул Завальный, России пришлось бы строить еще один газопровод через Балтийское море – «Северный поток – 3». Прокладка же двух ниток газопровода EUGAL завершится только к концу 2020 года. 

Конечно, можно рассмотреть и вариант транзитного кризиса в случае, если договориться об условиях транзита российского газа через Украину не удастся. DW отмечает, что Россия связала продолжение газового транзита через Украину в страны Евросоюза с выполнением Киевом ряда условий. Среди прочего заключение нового транзитного соглашения зависит от стабильности политической ситуации, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в интервью газете Luxemburger Wort, опубликованном во вторник, 5 марта, на официальной странице российского правительства.

По словам Медведева, также необходимо урегулировать отношения между компаниями, заинтересованными в транзите газа. Кроме того, Москве важны «выгодные экономические и коммерческие параметры сделки», указал он. Конечно, в данном случае речь идет об отказе Украины от предъявленных «Газпрому» финансовых требований, которые, как известно, были закреплены решениями международных судов. 

Для Украины прекращение транзита означает, что и сама страна не получит газа. Тот же Роланд Гётц напоминает, что газ в Украину поступает из Западной Европы, но «вообще-то это российский газ», который сначала идет в Германию, а оттуда его качают обратно на восток. Попытки договориться с США о поставках американского сжиженного газа представляются утопичными. Что связано с тем, что американские газовозы вряд ли смогут преодолеть узкий Босфорский пролив, а уж тем более Керченский. Поэтому США отказали Киеву в поставках своего СПГ.

Если разразится транзитный кризис, Киев не сможет предъявлять странам Евросоюза никаких требований, и ему останется лишь пытаться купить топливо на рынке. «Однако газ может оказаться очень дорогим, возможно, его даже физически просто не будет», – предупредил Роланд Гётц. Поэтому он убежден: «Проблему сейчас излишне драматизируют. Надо просто сесть за стол переговоров и договориться». А Германия и ЕС должны посодействовать достижению такой договоренности.

Конечно, имеются и иные экспертные мнения. Так, DW приводит оценку  профессора Клаудии Кемферт, которая возглавляет отдел энергетики, транспорта и экологии Немецкого института экономических исследований (DIW) в Берлине, убеждена, что Украине все-таки нужен «план Б». Однако она вкладывает в это понятие совершенно иной смысл. Для нее это синоним слова «реформа».

«Евросоюз уже больше десяти лет требует от Украины реформировать энергетику. Тут и энергосбережение, и переход от ископаемых энергоносителей на возобновляемые источники, и отход от использования газа. Обо всем этом много говорят уже не первый год, на это выделяются средства, но происходит слишком мало», – отметила эксперт.

Она уверена, что реформировать энергетическую отрасль, причем ускоренными темпами, Украине придется в любом случае независимо от того, удастся ли ей договориться о продолжении транзита российского газа с 2020 года. Клаудия Кемферт принадлежит к тем экспертам, которые прогнозируют сокращение потребления газа в Германии и в целом в ЕС, причем уже в среднесрочной перспективе.  

«Тенденция такова, что спрос на газ будет снижаться. Так что вообще сомнительно, окажутся ли востребованными в полной мере мощности больших газопроводов», – подчеркнула профессор Кемферт, имея в виду как имеющуюся газотранспортную систему Украины, так и строящийся «Северный поток – 2».

Перспективы продолжения украинского транзита российского газа с 2020 года Клаудия Кемферт оценила менее уверенно, чем Роланд Гётц: «Посмотрим, удастся ли в конце концов договориться. Однако следует исходить из того, что Россия будет пытаться минимизировать транзит через Украину. Ведь это и есть главный мотив сооружения «Северного потока – 2», проекта очень дорогого и нерентабельного».

У Украины, подчеркнула в заключение эксперт, имеются прекрасные возможности реализовать самые разные стратегии в области энергетики. Просто надо решительно взяться за реформы. Иначе говоря, приступить, наконец-то, к реализации настоящего «плана Б».

Британская газета Guardian опубликовала на днях материал, посвященный будущему украинской ГТС. Она отмечает, что Киев наконец решил отказаться от самостоятельного контроля над своей газотранспортной системой и привлечь в нее иностранных инвесторов. Это обусловлено достаточно плачевным состоянием, с точки зрения российских экспертов, украинской ГТС. Газета приводит мнение  главы российского  Министерства энергетики Александра Новака, который утверждает, что украинские газопроводы «слишком старые» и транзит газа через Украину стоит даже в 2,5 раза больше, чем, например, через «Северный поток – 1» и газопровод Ямал–Европа (из России в Германию через Белоруссию и Польшу).

Поэтому глава украинской нефтегазовой компании «Нафтогаз» Андрей Коболев предложил допустить иностранные компании к управлению украинской ГТС в обмен на инвестиции. Это должно было бы укрепить позиции Украины в Европе в борьбе против «Северного потока – 2». Но, как отмечает газета, известный киевский экономист и аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса утверждает, что идея главы «Нафтогаза» сама по себе хорошая, но она «немного запоздала». Он полагает, что, если инвесторы будут убеждены, что в ближайшее время «Северный поток – 2» заработает, никто не захочет вкладывать деньги в украинскую ГТС. «Кому нужна труба, через которую не будет перекачиваться газ. Иностранных инвесторов нужно было привлекать украинскими транзитными газопроводами гораздо раньше».

Европейские сторонники газового транзита через Украину сосредоточили свои усилия на предотвращении строительства именно газопровода «Северного потока – 2», поскольку к нему применены правила Третьего энергетического пакета, а именно: энергетические компании не могут одновременно владеть транзитной инфраструктурой и продавать газ посредством этой инфраструктуры. Попытки поставить «Северный поток – 2» под действие этих правил могут если не предотвратить его строительство, то хотя бы затормозить его реализацию в полном объеме.  

Фонд национальной энергетической безопасности распространил свой анализ складывающейся ситуации. «НГ-энергия» приводит его без сокращений:

«Financial Times сообщило, что руководство проекта «Северный поток – 2» рассматривает возможность, как вывести большую часть газопровода из-под действия газовой директивы ЕС. Речь идет о создании отдельной компании, которая будет владеть и эксплуатировать участок «Северного потока – 2» в территориальных водах Германии. Об этом деловому изданию сообщили три источника. «Это переместит обсуждение из правовой и технической плоскостей в чисто политическую», – заявил Financial Times высокопоставленный европейский дипломат.

Многие средства массовой информации восприняли сообщение американского делового издания как попытку вывести проект балтийского газопровода из-под поправок в газовую директиву ЕС, утверждаемых сейчас в Евросоюзе. Они предполагают, что и на газопроводы третьих стран распространяются требования Третьего энергопакета о разделении производителя и поставщика. 

В Nord Stream 2 AG изданию EADaily прямо не ответили на вопрос, планируется ли создание отдельной компании, которая будет владеть и эксплуатировать участок «Северного потока – 2» в территориальных водах Германии. Оператор проекта, однако, акцентировал внимание на итоговом варианте поправок в газовую директиву. «Хотя мы воздерживаемся от предположений о возможных последствиях законодательства, которое еще официально не утверждено, мы отмечаем, что согласованный текст имеет существенно более ограниченное распространение, чем первоначальное предложение Европейской комиссии, сделанное в ноябре 2017 года», – дал письменный ответ на запрос EADaily пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. Он подчеркнул, что для морских газопроводов из третьих стран новое законодательство предполагает распространение правил внутреннего рынка ЕС на участок в территориальных водах государства – члена ЕС, где расположена первая точка соединения с газовой сетью Евросоюза. В случае «Северного потока – 2» это будет означать территориальные воды Германии. «В то время как первоначальное предложение Еврокомиссии было направлено на то, чтобы распространить правила и на исключительные экономические зоны государств – членов ЕС. Однако юридическая служба Совета ЕС пришла к выводу, что это нарушило бы Конвенцию ООН по морскому праву», – написал Йенс Мюллер».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также