0
19644
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

12.05.2017 00:01:00

Шелковый путь обрывается у России

Главный проект ХХI века будет обсуждаться в Пекине Владимиром Путиным, Си Цзиньпином и еще 20 президентами

Юрий Тавровский

Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский - профессор Российского университета дружбы народов

Тэги: китай, экономика, новый шелковый путь, форум


Фото пресс-службы РЖД

Вот уже три с половиной года сочетание «и дай и лу» остается самым употребительным в китайских СМИ. Эта формула, как матрешка, раскладывается сначала на две половинки – Один пояс и один путь. Затем из иероглифа «пояс» появляется Экономический пояс Шелкового пути, а из «пути» – Морской шелковый путь ХХI века. В России и других странах Евразии, на которые, собственно, и нацелена двуединая инициатива Си Цзиньпина, термин «Новый шелковый путь» тоже стал весьма популярен.

Накануне форума российских китаистов и журналистов провезли по городам и дорогам, так или иначе связанным с Новым шелковым путем. Организаторы поездки решили дать нам прочувствовать все прелести дальнего путешествия – и мы их прочувствовали. 3,6 тыс. км за семь дней даже в автобусе оказались испытанием, и некоторые участники автопробега сошли с дистанции. А ведь во времена двигавшихся со скоростью 30 км в день верблюдов пересадка на ковры-самолеты была крайне затруднена…

Зато из окна автобуса, во время ночевок в городах, из бесед с местным начальством и даже беглых осмотров новостроек и достопримечательностей вырисовалась довольно целостная картина. Получив долгосрочную цель создания трансконтинентального торгового пути, среднесрочные задания от правительства и частичное финансирование, государственные и частные предприятия стали с воодушевлением привязывать местные проекты развития к «и дай и лу». Иногда им удается получить финансирование из бюджета, иногда им дают больше свободы самим искать дополнительные источники средств, предоставляя государственные гарантии.

Само собой разумеется, кому-то везет больше, кому-то меньше. Небольшой по китайским меркам город Датун с населением 3,4 млн человек славится своими угольными шахтами и работающими на черном золоте электростанциями, которые делятся с соседними провинциями энергией и грязным воздухом. Здесь очень надеются по мере закрытия шахт найти новые источники заработков и видят выход в превращении Датуна в мощный транспортный узел, который свяжет сразу несколько действующих магистралей Нового шелкового пути – на Россию и Транссиб, на Урумчи и далее в Центральную Азию, на Монголию и далее Россию.

В Сиане, который под названием Чанъань на протяжении 1100 лет был столицей 14 династий, надеются снова стать отправным пунктом Шелкового пути. Правда, сейчас контейнерные поезда начинают свой путь в Роттердам и Гамбург из порта Ляньюньган на берегу Желтого моря, но Сианя им все равно не обойти. С 1 апреля Сиань вместе с 16 городами получил статус специальной экономической зоны, что открывает новые возможности для привлечения инвестиций. Сиань служит пунктом сбора грузов для контейнерных поездов, которые идут через Казахстан в Россию, Польшу, Германию. Обратно поезда возвращаются полупустыми. Поэтому здесь надеются на расширение импорта из России, особенно продуктов питания.

В Иньчуани, главном городе Нинся-Хуэйского автономного района, тоже помнят об истории. Здесь два века располагалась столица тангутского государства Си Ся, которое контролировало Шелковый путь. Сейчас эта автономия китайских мусульман хуэй активнейше возрождает традиции международного сотрудничества. Используя духовную близость с мусульманским миром, Нинся привлекает капиталы, быстро наращивает торговлю, в том числе халяльными продуктами. Китайско-арабские ярмарки ЭКСПО проводятся регулярно. Установлено даже прямое авиасообщение с Дубаем. Помимо развития внешних связей Пекин финансово поддерживает еще один из 27 общенациональных проектов – открытость внутренней провинции. Подразумевается, в частности, расширение транспортной связи с другими лишенными выхода к морю соседями, в том числе за счет строительства высокоскоростной железной дороги, новых шоссе.

Во Внутренней Монголии свои виды на Шелковый путь. Это огромное пространство – 1/8 Китая. Это малонаселенное пространство – всего 25 млн человек, из которых на долю титульной нации, монголов, приходится 5 млн. Уголь, руды, в том числе серебро и редкоземельные металлы, скот и другое продовольствие позволяют развиваться темпами, превышающими общекитайские, – 8% в 2016 году. В Хух-Хото, столице автономного района, нам рассказывали о планах расширения главного КПП на границе с Россией Маньчжоули (Маньчжурия), о создании новых погранпереходов и аэропортов. Хух-Хото и лежащий в 400 км Пекин уже через год свяжет высокоскоростная железная дорога. Но главный проект – развитие Степного шелкового пути, как гордо именуют построенную еще в советские времена Улан-Баторскую железную дорогу.

В Китае проект Нового шелкового пути материализуется на глазах, становясь стержнем разворота на Запад, в Центральную Азию, Россию. Но вот там-то и начинается торможение. За последние три с половиной года не появилось ни одной скоростной железной дороги, ни одного масштабного объекта. Достаточно вспомнить о печальной участи проекта скоростной дороги Москва–Казань. Наши переговорщики указывают на жесткие условия китайской стороны при обсуждении проектов. Китайцы, в свою очередь, сетуют на медлительность при принятии решений, неготовность брать связанные кредиты, при которых львиную долю работ выполняют китайские подрядчики.

Эти и другие препятствия на Новом шелковом пути призван преодолеть пекинский форум 14–15 мая. «Можно ли ожидать новых предложений от председателя Си Цзиньпина в развитие его инициативы 2013 года? Стоит ли ждать приятных сюрпризов?» На мой вопрос ответил начальник департамента стран Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунъюй: «Цель форума – пригласить другие страны к сотрудничеству, выслушать их предложения и советы. Мы готовы к приятным сюрпризам со стороны тех более чем 100 стран, которые выразили заинтересованность в участии в проекте «Один пояс и один путь». С нашей стороны скорее всего сюрпризов не будет».

Продолжение темы 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также