0
661
Газета Печатное дело Печатная версия

09.12.2009

"Вершки" духовной жизни

Тэги: религия, свобода, россия


Двадцать лет религиозной свободы в России/ Под редакцией А.Малашенко, С.Филатова. – М.: Московский центр Карнеги, РОССПЭН, 2009. – 399 с.

Сборник «Двадцать лет религиозной свободы в России», представленный в середине октября в Московском центре Карнеги, подводит итоги прошедших двух десятилетий с момента начала либерализации общественной и религиозной жизни в 1988–1989 годах. Во вступительной статье к сборнику Сергей Филатов показывает разницу в существующих типах православия в крупных исторических регионах России – таких как Центральный, Северо-Западный (Новгородский), Средне-Поволжский, Южный (Северо-Кавказский казачий), Сибирский, Дальневосточный – и связывает ее с оформившимися там на протяжении веков национально-хозяйственными типами, что выглядит анахронизмом в наши дни. Ведь все эти типы крестьян (в городе это вообще не сильно было заметно) после коллективизации, голода и нескольких войн решительно потеряли свою самобытность, превратившись в единую общность – советский народ. Что же касается духовенства, которое за эти десятилетия формировало тип верующих, то в его среде на просторах СССР превалировали украинцы, молдаване и белорусы – именно они составляли основной контингент учащихся духовных школ РПЦ. А поскольку приходов на их родине было недостаточно, то они охотно оставались служить в центре РСФСР и в других республиках Советского Союза. Таким образом, все рассуждения о типах – например, об известных своим свободолюбием новгородцах – не более чем домыслы: достаточно только сказать, что архиепископ в Новгороде – белорус Лев (Церпицкий), а настоятель кафедрального собора – эстонец Александр Ранне. А ведь именно духовенство формирует и определяет тип прихожанина, современного православного верующего.

Следующие за статьей Филатова в первой части сборника статьи посвящены в основном также РПЦ, причем подобраны они так, чтобы осветить ее развитие с разных точек зрения. Если руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Владимир Вигилянский говорит о информационной войне СМИ против РПЦ, то директор центра «Религия и культура» Елена Волкова рассказывает о случаях публичного проявления клерикализма и национализма в рядах Церкви. Продолжает православную тему обзор Александра Верховского, его основная часть посвящена «опеке» православия как «религии большинства» со стороны власти в России.

Вторую часть сборника, посвященную другим традиционным религиям России, открывает статья главного научного сотрудника Московского центра Карнеги Алексея Малашенко о «возрожденном и легализованном» в последние десятилетия исламе в России. В его исчерпывающем (но предельно лаконично и точно изложенном) обзоре показаны крупнейшие официальные объединения мусульман России, их лидеры, их влияние и позиция, перечислены (с указанием числа студентов) открытые в нашей стране исламские институты, поставляющие кадры в распоряжение муфтиев. Не остались без его внимания и политические деятели и партии, заметно окрашенные в зеленые тона знамени Пророка Мухаммеда. Роль этих образований (как на региональном, так и на федеральном уровне) вплоть до запрета создания партий по национальному и религиозному признаку в 2002 году трудно недооценивать. Ведь это, по сути, на какой-то момент ярко блеснувшие оформившиеся в России кристаллы той раскаленной магмы, которой по сей день кипит исламский мир┘

Развитие идеологии и деятельности современного ваххабизма описано в статье президента Института религии и политики Александра Игнатенко. Разбор очень квалифицированный и нужный, ибо ваххабизм в последние годы стал откровенным штампом, который подчас ставится на любое «неофициальное» исламское выступление. Вспомним хотя бы массовые столкновения в дербентской Джума-мечети 9 апреля 2005 года, когда в самый настоящий бой (с применением ножей и палок) во время намаза вступили люди из общины шейха Сиражудина Хуригского и сторонники имама мечети Каримуллы – каждая из сторон обвиняет другую в ваххабизме. Имеет ли на самом деле какая-либо из сторон отношение к ваххабитам, был ли вызван конфликт разницей в обрядах или контролем за мечетью или же это национальный конфликт? Вспоминаются в этой связи и события 2 января 2005 года, когда большая толпа жителей татарского села Средняя Елюзань, вооружившись битами и карабинами, совершила рейд на десятках машин в соседние русские села Архангельское и Чадаевка. Тогда газеты прямо назвали Среднюю Елюзань «очагом ваххабизма».

Сборник завершает статья Романа Лункина о нетрадиционных религиях, в которой заметен некоторый перекос в сторону освещения деятельности в России привычных западному исследователю новых религиозных движений: российские отделения крупных западных религиозных движений (таких как мунисты, Свидетели Иеговы, сайентологи, «Нью Эйдж») либо аналогичных западным харизматическим движениям отечественных групп – известных еще с начала 1990-х «Церкви последнего завета» (Виссариона) и «Церкви Богоматери Державной» (Иоанна Береславского), религиозно окрашенного экологического культа кедра «Анастасия». При этом Роман Лункин почему-то не только не описал, но даже не упомянул такую стремительно растущую в последние два десятилетия «нетрадиционную религию», как возрожденный культ славянских языческих богов («родноверие»), число реальных последователей которых по России исчисляется уже тысячами и которые последние годы активно идут в политическую жизнь в рядах движений правых радикалов (особенно это заметно в Питере и Ставрополе). Не описана им даже хорошо известная по публикациям в СМИ крупная неоязыческая община под названием «Инглиистическая церковь», имеющая в Омске еще с 90-х годов большое деревянное капище и сотни, если не тысячи приверженцев в своем регионе и по всей стране. Зачастую уже религиозный характер (с проведением на их массовых съездах неоязыческих обрядов под руководством «волхвов» и изучением «родовых традиций») в последние годы получило «трезвенническое движение» профессора Жданова, о котором автор также даже не упомянул.

В целом же сборник представляет собой весьма качественный обзор истории религиозных организаций России за последние 20 лет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также