0
113
Газета Тенденции Печатная версия

04.02.2020 16:59:00

Мадуро отказывается от Святого престола

Президент Венесуэлы мобилизует протестантов против Ватикана

Тэги: венесуэла, политический кризис, мадуро, оппозиция, гуайдо, ватикан, папа римский, католики, протестанты, евангелисты, католическая церковь, папа иоанн павел II, теология освобождения, епископат, политика


Президента Венесуэлы вряд ли ждут еще теплые встречи с понтификом. Фото Reuters

Граждане Венесуэлы массово покидают Католическую церковь и становятся евангеликами. Об этом сообщил президент страны Николас Мадуро в ходе встречи с главами муниципалитетов. Из его слов, обращенных к папе Римскому Франциску, следует, что венесуэльцы недовольны активным участием католических священнослужителей в политической жизни страны и их поддержкой оппозиции во главе с Хуаном Гуайдо. Заявление Мадуро прозвучало через неделю после заседания национальной Епископской конференции (7–12 января), по итогам которой духовенство обнародовало открытое письмо, где клирики призвали «осудить кризис, поразивший нацию».

«Хотел бы привести вам, дорогой папа Франциск, данные о том, как народ Венесуэлы уходит из католицизма. Уже почти 40% населения объявили себя евангельскими христианами, тогда как раньше таковых было 3%», – отметил Мадуро. По мнению главы Боливарианской Республики, исход обусловлен тем, что венесуэльские архиереи стали использовать национальную епископскую конференцию для политических высказываний. «Я говорил об этом с папой Франциском, и он попросил меня публично не полемизировать с епископами. Однако епископы не обращают внимания ни на какие предупреждающие сигналы и используют церковные кафедры для распространения своих навязчивых идей в сфере политики, для защиты неоправданных шагов, а также для того, чтобы действовать в качестве активистов и руководителей политических партий, а не в роли пастырей церкви. Они используют епископскую конференцию как политическую партию. Это еще одна партия, и никто их не останавливает», – написал он. Мадуро также заявил: когда в сентябре 2019 года на празднование Рождества Богородицы в штат Лара, где собралось более четырех миллионов человек, прибыл Гуайдо, это «вызвало массовое неприятие верующих».

Напомним, что после президентских выборов 2018 года в стране обострился политический кризис. США и многие страны Запада признали временным президентом оппозиционера Хуана Гуайдо и потребовали от Мадуро передать ему полномочия. К требованиям американских и европейских политиков присоединилось и духовенство Венесуэлы. Одним из самых непримиримых противников официальной власти выступил глава епископской конференции Венесуэлы кардинал Хорхе Луис Асуахе. В январе 2019 года он и его соратники не только поддержали марш оппозиции и действия Хуана Гуайдо в республике, но и призвали Мадуро уйти в отставку, назвав президента «нелегитимным».

В феврале прошлого года Николас Мадуро обратился к папе Франциску с просьбой помочь урегулировать политический конфликт в стране. Прошение вмешаться направил в Ватикан и Гуайдо. В ответ на это понтифик ответил, что «Ватикан возьмет на себя роль посредника, только если все другие меры будут использованы». Папа также напомнил оппозиционерам, что Святой престол уже пытался стать «мирным посредником» в политическом кризисе, который случился в стране после провала референдума 2016 года. Франциск встречался с Николасом Мадуро в Ватикане и сделал конкретные предложения по урегулированию ситуации. Однако переговорный процесс в итоге зашел в тупик и только еще больше обострил положение. Сейчас Ватикан выступает очень осторожно: он до сих пор воздерживается от признания Гуайдо в качестве временного главы Венесуэлы, а в своем письме к Мадуро папа Франциск назвал последнего «глубокоуважаемым господином», а не президентом. «Я поддерживаю весь венесуэльский народ, который страдает. Хочу выразить свою близость с любимым венесуэльским народом, особенно изнуренным длительным кризисом. Давайте попросим Господа вдохновить и просветить стороны в деле, чтобы они могли как можно скорее достичь соглашения, чтобы положить конец страданиям народа на благо страны и всего региона», – сказал понтифик во время мессы на площади Святого Петра в июле 2019 года.

«Мы просим вас выслушать мнение венесуэльского народа, – написали в открытом письме епископы. – Народ Венесуэлы оказывается в морально невыносимой ситуации, когда узаконенное насилие сопровождается ложью и манипуляциями. Статистические данные об условиях жизни в стране показывают сценарий прогрессирующего ухудшения. Бедность растет, и данные по безработице становятся все более негативными. Недостаток продовольствия стал реальностью для 87% венесуэльских семей. Недопустимо, чтобы страна с огромным материальным благосостоянием стала нищей в результате навязывания идеологической системы, которая, отнюдь не способствуя истинному благосостоянию, отвернулась от своих граждан. Те, кто сейчас возглавляет правительство, движимы не общим благом, а чрезмерным интересом к богатству и гегемонистской власти, способной сломить любую попытку жить в истинной демократии». Глава архиепархии Баркисимето Виктор Гюго Басабе отдельно выступил с резкой критикой вооруженных сил Венесуэлы за поддержку режима Мадуро. «Несмотря на то что однажды под присягой они взяли на себя обещание защищать страну и ее граждан, сегодня они трусливо восстали против тех людей, которые вопиют ​​о своих правах и справедливости», – приводит слова священнослужителя оппозиционное издание presidenciave.com.

Глава МИД Венесуэлы Хорхе Арреаса заявил о сходстве ситуации в Гонконге и Венесуэле. И там и там против официальной власти выступают в числе прочих и католические священнослужители. И там и там Ватикан никак официально не реагирует на участие духовенства в политической жизни этих стран.

Как пояснил «НГР» историк Алексей Юдин, в католицизме участие священнослужителей в политической жизни ограничено определенными рамками. «Если политическая активность священника связана с партийной и парламентской деятельностью, то тогда, конечно, он должен оставить свое служение. Официально священники не могут участвовать в политической деятельности. Однако в каждой стране существуют свои правила. Поэтому, например, были проблемы с Никарагуа. Да и вообще, этот вопрос достаточно актуален для всей Латинской Америки. В этом, кстати, заключается и главная проблема «теологии освобождения» (радикального религиозного движения, которое активно развилось в 1960-е годы в Латинской Америке с целью привлечь Католическую церковь к борьбе за социальные перемены на основе «преференций для бедняков». – «НГР»). При этом папа поддерживает венесуэльское духовенство не за их политическую деятельность, а потому что они являются частью Католической церкви».

Если обратиться к истории, то в 1874 году папа Пий IX издал особый запрет католическим священнослужителям и всем верующим участвовать в политической жизни Италии – правило Non expedit. Однако в 1913 году между католиками и итальянскими либералами был заключен пакт Джентилони–Джолитти, благодаря которому католики обязались поддержать на выборах кандидатов-либералов против социалистов при условии, что либералы не будут проводить мероприятий, ущемляющих интересы Католической церкви. В конце XIX века в среде прусских католиков возникло такое течение, как «политический католицизм». В XX веке это движение стало особенно сильным в Испании, Италии, Германии, Австрии, Ирландии, Франции и, конечно, Латинской Америке. Современный Кодекс канонического права Католической церкви, принятый в 1983 году, гласит: «Клирикам подобает всегда в высшей степени радеть о том, чтобы между людьми царили мир и согласие, основанное на справедливости. Им не следует играть активную роль в политических партиях и в руководстве профсоюзами, если только, по суждению правомочной церковной власти, этого не потребует необходимость защиты прав церкви или содействия общему благу» (канон 287). По утверждению Юдина, в последние годы Католическая церковь Венесуэлы находилась под жестким прессингом властей (подробнее в «НГР» от 05.02.19).

«Переход в евангелизм – это характерная тенденция для всей современной Латинской Америки. Существует целое движение «харизматиков», которое наметилось еще в конце 1960-х годов. А что касается заявления Мадуро, то он сейчас будет играть в любые игры и делать вид, что хоть что-то контролирует. Но тренд существует давно. И это довольно сложный и интересный процесс. Кто-то действительно переходит, кто-то остается в Католической церкви, но при этом по обрядовой стороне католики близки к харизматическому евангелическому движению, то есть просто немного меняется формат их религии», – отметил Юдин.

«Мадуро мечется. У него были встречи с понтификом, и папа Франциск определил на переговоры с оппозицией своего представителя. Однако все это сорвалось, потому что Мадуро вел переговоры лишь для отвода глаз и не собирался идти ни на какие уступки. Поэтому он рассорился со Святым престолом», – рассказал «НГР» ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Эмиль Дабагян. Эксперт пояснил, что Венесуэла была и остается католической страной, признающей верховенство Святого престола. «Ватикан так или иначе давит на Мадуро, чтобы он пошел на уступки оппозиции, которую возглавляет Хуан Гуайдо. Правда, ситуация осложнилась тем, что с подачи Мадуро в январе 2020 года в стране появился новый председатель Национальной ассамблеи – Луис Парра, которого, кроме России, Кубы и еще нескольких стран, никто в мире не признает. При этом Хуана Гуайдо поддерживают и США, и почти 50 стран Западного полушария и Европы. Именно поэтому Мадуро пытается «закрутить роман» с евангеликами и надеется на их поддержку в условиях, когда он находится в политической изоляции», – заключил эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также