0
2662
Газета Я так вижу Печатная версия

12.07.2018 00:01:00

Сколько абитуриентов из-за рубежа нужно России

Увеличить число иностранных студентов можно уже сегодня

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Тэги: образование, экспорт, майский указ, иностранные студенты, исследования


Фото pixabay.com

Приоритет на развитие экспорта российского образования в майском указе президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обсуждается не так широко, как задачи, которые обозначены в сфере экономики, здравоохранения и т.д. Вместе с тем включение этой задачи – знаковый момент для российского образования. Этот документ подтверждает курс, обозначенный впервые в прошлом году на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 мая 2017 года. Тогда впервые был рассмотрен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Образование вошло в число экспортно ориентированных отраслей экономики.

В рамках приоритетного проекта была поставлена задача увеличить количество иностранных учащихся, обучающихся по очной форме в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования (СПО) в три раза – с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025-м. В майском указе президента России 2018 г. речь идет об увеличении к 2024 году. не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях.

Включение в майский указ задач по увеличению числа иностранных студентов в российских вузах крайне своевременно. О барьерах по экспорту образования хорошо известно: наше миграционное, визовое и трудовое законодательство, в целом низкие показатели российских вузов в мировых рейтингах, отсутствие или несовершенство материальной и нематериальной инфраструктуры экспорта образования, продление и эскалация санкций в отношении России с негативными последствиями для ее имиджа за рубежом и привлекательности как провайдера образовательных услуг...

Понятно, что эти проблемы отдельный российский вуз не решит. Но что тогда в компетенции вуза? Что можно сделать на институциональном уровне для увеличения числа иностранных студентов уже сейчас?

По мнению экспертов, набор 92% иностранных студентов, как правило, проводится через веб-сайт высшего учебного заведения. Опрос, проведенный группой европейских социологов, показал, что один из пяти респондентов вычеркнул из своего списка учебных заведений те вузы, чьи веб-сайты им не понравились. Мало того, 90–93% потенциальных студентов в странах Азии рассматривают свой будущий вуз в первую очередь через его официальный сайт.

В исследовании How Do Millennials Research University: The Online Journey for Prospective Undergraduate Students in the UK, подготовленном компанией QS, отмечается, что девять из десяти респондентов называли вузовский сайт «существенным» или «очень важным» ресурсом в процессе принятия решений, и лишь около 20% респондентов отметили сетевые массмедиа. В докладе QS также отмечается, что иностранные студенты имели сложности в поиске ключевой информации на веб-сайтах университетов: около 56% респондентов указали на сложности в поиске информации о стоимости обучения; 39% – о процессе подачи заявок и сдаче вступительных экзаменов; более трети – о подробной информации насчет содержания курса; 21% – с поиском информации о визах; чуть менее 10% – испытывали трудности с поиском местонахождения вуза.

Для сравнения. Авторы доклада Российского совета по международным делам (РСМД) «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2017–2018 гг.)» по результатам исследования пришли к выводу, что «у большинства университетов – участников проекта «Экспорт образования» англоязычные сайты либо отсутствуют, либо заполнены в минимальном объеме». В реальности только 64% российских вузов имеют англоязычные страницы в социальных сетях, и из них только 7,7% российских университетов ежедневно обновляют информацию в своих аккаунтах.

В конце концов, размещение информации на сайте вуза – вопрос серьезный и регламентируется постановлением правительства РФ от 10.06.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

На самом деле проблема гораздо глубже. Для большинства российских вузов международная деятельность – это сравнительно новый вид деятельности. Опыт привлечения иностранных студентов на обучение к моменту распада СССР фактически отсутствовал во всех вузах России, а опыт обучения и взаимодействия с иностранными студентами был в небольшом числе вузов. К моменту распада СССР контингент иностранных студентов насчитывал около 120 тыс. человек из стран социалистического лагеря и большинства развивающихся государств.

Принципиальные изменения в функциях международной службы в российских вузах произошли с введением показателей по доле иностранных студентов в ежегодном мониторинге вузов. Абсолютно справедливо исследователь Ирина Медынская из Санкт-Петербургского государственного экономического университета отмечает: «Структурно-функциональная несбалансированность организаций высшего профессионального образования, участвующих в оказании образовательных услуг для иностранных граждан, проявляется в противоречии между состоянием их управления, поставленными задачами роста результатов деятельности и рыночной средой. Основные недостатки и проблемные аспекты управления их взаимодействием связаны с попытками ставить и решать принципиально новые для них задачи, используя старые принципы и методы управления».

В заключение хотелось бы акцентировать внимание российских вузов на том, что увеличивать число иностранных студентов все-таки придется, как минимум в два раза. С увеличением числа иностранных студентов необходимо реформировать международные службы вузов и увеличивать число их сотрудников, повышать их квалификацию, принимать институциональные стратегии экспорта образования, в которых будет зафиксировано последовательное увеличение числа иностранцев на ближайшие годы. И все это и многое другое нужно начинать делать уже сейчас.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также