0
5160
Газета Я так вижу Печатная версия

29.09.2021 19:36:00

Двойку исправим, дополнительные занятия назначим

И дирекция, и рядовые учителя боятся родительского гнева и предпочитают улаживать конфликты путем уступок

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, преподаватель математики.

Тэги: школьное сообщество, взаимоотношения, конфликты, оценки, электоронный журнал, родители, учителя, дирекция


Фото агентства городских новостей "Москва"

Пока в кабинетах чиновников от образования кипят страсти по поводу ЕГЭ, в самих школах идут обычные процессы. Учебный год начался. Дети и учителя снова в школе. Родители на страже интересов своих детей. О непростых взаимоотношениях участников школьного сообщества и пойдет речь.

Ребенок ищет защиту у матери. Это естественно. Это естественно и у животных. Но у животных мать защищает детеныша тогда, когда ему угрожает опасность. В остальных случаях детеныш проявляет самостоятельность и учится жить в дикой природе. Не научится – не выживет.

У людей все несколько иначе. Ребенок чувствует, что его защитят даже в случае, если он не прав. Даже в случае, когда полезно не защищать, а, наоборот, дать набить собственные шишки. Ребенок привыкает к состоянию нахождения под постоянной защитой и бежит под мамину юбку по поводу и без повода.

Как это происходит в школе. Мобильная связь позволяет ученику связаться с мамой в любой момент. Это замечательно, но когда ребенок любую свою детскую обиду, злость или иную негативную эмоцию немедленно транслирует маме, которая (а многие мамы сегодня не работают, а только воспитывают) столь же немедленно несется на разборку в школу, то и без того замученные учителя испытывают дополнительные нагрузки и стрессы. Детский конфликт может быть погашен за пять минут, а разборки конфликта между учителем и родителем могут занять много времени. Возможно, с участием не только учителя, но и директора, завуча, психолога и других людей. Полезна ли такая защита ребенка? Не уверен.

Теперь про оценки. Оценка – это параметр успешности ученика и сигнал для родителей. Электронный журнал – замечательная вещь. В нем можно посмотреть все оценки практически в любое время. Никого не удивлю тем фактом, что оценки субъективны. У одного учителя один и тот же ответ ученика будет стоить пятерки, а у другого только тройки. Более того, один и тот же учитель разные темы может оценивать по-разному.

Иногда случается так, что отличник получает тройку или даже двойку. Это объективно, так как нельзя все темы изучить одинаково хорошо. Бывает недомогание или стресс (особенно во время контрольной). Бывает, что «все забыл». Но мама-защитница снова несется в школу и начинает учить учителей. А как иначе, если ее чадо такое гениальное, а тут – тройка. А иногда ученик и на тройку не тянет. Опять мама в претензии к учителю: почему не научили моего ребенка? А то, что ребенок в девятом классе с трудом помнит таблицу умножения и не понимает, что такое окружность, для мамы несущественно.

Мамы школьников очень любят общаться. Но не лично, а в чатах. Как правило, в каждом классе существует два родительских чата. Один официальный, доступный для учителей. Там обсуждаются в основном бытовые и организационные проблемы: шторы в классе, экскурсии и т.д. Зато закрытый родительский чат – это нечто особенное. Там стоит такая словесная вонь, что школа злословия просто отдыхает. Хорошо, что учителям недоступно мнение о них родителей их учеников, иначе толковых учителей в школах стало бы еще меньше.

Далеко не все мамы общаются только в чатах. Есть любительницы жаловаться. И в инстанции, и на открытых форумах. Иногда жалобы переходят в обвинения, причем некоторые обвинения настолько фантастичны, что мамам таким впору пробовать себя в художественной литературе. И претензии, претензии, претензии. К кому угодно, кроме себя.

Школа не может включить «защиту от защитниц». Более того, и дирекция, и рядовые учителя боятся родительского гнева и предпочитают улаживать конфликты даже путем уступок. Двойку исправим, дополнительные занятия назначим, проследим, выполним… Горько и противно наблюдать, как люди с высшим университетским образованием лебезят перед отвязной хамкой под названием «яжемать». А ведь бывает. И часто бывает.

Еще один аспект. Как бы мы ни оценивали два последних ковидных учебных года, нельзя не признать, что школьное обучение усложнилось. Многие мамы задумались о дополнительных занятиях. Если раньше репетиторов брали в основном для подготовки к ЕГЭ и для самых слабых учеников, то теперь охотно берут специалистов для занятий непосредственно по школьной программе. И здесь тоже есть место конфликтам, связанным с мамами детей.

Репетитор – это затраты. И мама хочет, чтобы затраты окупались. Это естественно. Но такси не самолет, а репетитор не волшебник. Если ребенок сильно отстал, то результаты будут не сразу. А мама хочет сразу. И при этом воспринимает репетитора как прислугу типа дворника или кухарки. Но это не так.

Вообще говоря, репетиторские услуги – это рынок, на котором участники равны в правах. Это учитель в школе обязан учить всех своих учеников вне зависимости от их способностей и способностей их мам. А репетитор имеет такое же право выбирать себе учеников, как мама имеет право выбирать себе репетиторов. Перенос хамского поведения на свободный рынок вряд ли приведет к нужным результатам. Ну, а если в целом, то хамить вообще вредно. Даже защищая своих детей. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также