0
3833
Газета В мире Печатная версия

12.07.2018 20:31:00

Пекин меняет стратегию в войне пошлин с США

Китай выступает в роли защитника свободной торговли и глобализации

Тэги: китай, торговая война, импорт, пошлины, сша, япония, южная корея


Контейнеры с китайскими товарами скопились в порту Шанхая. Фото Reuters

МИД КНР осудил план Белого дома обложить дополнительно пошлинами китайский импорт на 200 млрд долл. Назвав курс США протекционистским, Пекин призвал соблюдать правила ВТО и оберегать мировые производственные связи. За этими тирадами кроется его стремление перетащить на свою сторону в споре с США страны Европы, Азии и даже те круги за океаном, которые недовольны Трампом. В Поднебесной понимают, что от схватки она пострадает сильнее, чем Америка.

Комментируя список импортируемых из Китая товаров, на которые будут введены пошлины, Хуа Чуньин, представитель внешнеполитического ведомства, подчеркнула, что КНР вместе с международным сообществом будет стоять за сохранение системы многосторонней торговли и ее норм. 

По словам дипломата, экономики всех стран в разной степени интегрированы в глобальные производственные цепочки. Они взаимосвязаны и переживают общие подъемы и падения. США открыли огонь по всем странам. Государства, обладающие чувством ответственности, должны сообща дать отпор протекционизму и диктату.

Нетрудно понять, почему на дипломатическом уровне Пекин столь резко отреагировал на угрозу. Не прошло недели с тех пор, как началась торговая война, а президент США Дональд Трамп уже думает о новом обложении китайских товаров, подчеркивает журнал Fortune. Белый дом объявил, что рассматривает вопрос о том, чтобы повысить еще на 10% пошлины на китайский экспорт. То есть по масштабу они могут достигнуть 200 млрд долл. Ранее администрация Трампа установила 25% пошлины, что затронуло китайский экспорт размером в 34 млрд долл.

Новые тарифы войдут в силу не раньше чем через два месяца. Но они будут носить более агрессивный характер. Тарифы, наложенные на прошлой неделе, касались сырьевых материалов, ввозимых американскими компаниями. А новый раунд наказаний Китая нацелен против потребительских товаров. В их числе рыба, чемоданы, поводки для собак, перчатки для бейсбола, мебель, одежда, матрацы, некоторые виды электроники.

Обличения в адрес США в устах китайских официальных лиц звучали и прежде. Но сейчас, как подчеркивает Financial Times, за ними скрывается новая стратегия, которую Пекин решил проводить в ходе противоборства со своим главным геополитическим конкурентом и торговым партнером.

Раньше у КНР были торговые конфликты с Японией, Францией, совсем недавно – с Южной Кореей. В подконтрольных государству медиа это сопровождалось нагнетанием враждебных настроений против соперников и даже угрозами бойкота их корпораций. На сей раз, однако, Китай более сдержанно отвечает на шаги США, стремясь представить себя как привлекательную для инвестиций страну.

Такая реакция Китая предопределяется важностью двусторонней торговли и инвестиций из США. «Америка более крупная экономическая держава, чем Япония и Южная Корея. Перевес Китая в торговом балансе с США ограничивает его возможности вводить тарифы по принципу «око за око». Китай более уязвим, и это вынуждает его избрать иной подход», – поясняет Макс Зенлейн, старший экономист в Институте Мерикс в Берлине.

Именно поэтому вице-премьер Китая Лю Хэ во время переговоров в США и Европе сосредоточился на поиске потенциальных союзников. Причем исключением не стали и связанные с бизнесом чиновники в Вашингтоне. Их китайцы хотят завоевать на свою сторону, предоставляя уступки по инвестициям. А компании они заманивают обещаниями допустить на свой громадный рынок.

На этом фоне отношения с Японией и Южной Кореей улучшились. Недавно состоялся саммит «Китай – арабские страны», где также обсуждалась возможность инвестиций в китайскую экономику. «Внешне все выглядит так, словно Китай пытается ответить ударом на удар. Но конечным результатом будет удар по Китаю. Мы выбрали три товара для введения тарифов: американские соевые бобы, самолеты и чипы. Но это продукция, в которой мы нуждаемся больше всего», – говорит Шэнь Ли, эксперт по международным отношениям в университете Фудань в Шанхае.

Для своей публики Пекин старается не преувеличивать воздействие тарифной войны на экономику КНР. Не случайно сообщения о ней публикуются последние несколько дней на внутренних страницах главной партийной газеты «Жэньминь жибао». Этот курс был зафиксирован в инструкции для СМИ о том, как подавать напряженность в торговле. Текст инструкции попал в поле зрения комментаторов благодаря «утечке» в сайт China Digital Times. В нем указывается, что не нужно настраивать публику на эскалацию конфликта. В то же время следует вносить раскол между «различными группами внутри США». 

По крайней мере 2 млн китайцев учились в США за последние 12 лет. Еще миллионы эмигрировали в США или работают на американские компании или СП. Это еще один резон, почему Коммунистическая партия не желает подхлестывать националистические страсти вокруг торговых противоречий с США.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также