0
1594
Газета Культура Печатная версия

29.05.2017 00:01:00

Трудно быть Фабром

Выставка номинантов государственной премии "Инновация" проходит в формате "Всем сестрам по серьгам"

Тэги: культура, госпремия, инновация, выставки, росизо


Современное искусство проплывет и без воды. Фото предоставлено организаторами выставки

После слияния и подчинения государственного центра современного искусства «РОСИЗО» произошло много печальных событий, главное из которых – уход из ГЦСИ многих сотрудников, включая его основателя и худрука Леонида Бажанова (см. «НГ» от 02.11.16). Изменилась и структура институции, и структура учрежденного ею вместе с Федеральным агентством по культуре и кинематографии в 2005-м всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация». В Музее архитектуры, в отреставрированном недавно флигеле «Руина», открылась выставка номинантов «Инновации», которая теперь зовется Государственной премией в области современного искусства. Изменение заглавия симптоматично.

Открыли выставку в «годовщину» увольнения прежнего директора ГЦСИ Михаила Миндлина и присоединения институции к РОСИЗО. Экспозицию разместили в недавно реконструированном флигеле «Руина» Музея архитектуры. Теперь это прежде холодное, но невероятно живописное пространство отчасти напоминает лофт, но главное недоумение вызывают огромные пластиковые окна, как вставные челюсти, внедренные в старые стены.

Что касается самой «Инновации», отныне ее оргкомитет возглавляет Екатерина Кибовская, сестра руководителя столичного Департамента культуры, комиссар биеннале молодого искусства и руководитель дирекции по спецпроектам РОСИЗО. Новым «инновационным» логотипом стала своеобразная загогулина – ну, такая, будто кто-то пробует, как пишет фломастер. В «меню» номинаций появилась шестая новая – «Образовательный проект». С остальным списком вроде бы все по-прежнему, почти. Тут – «Проект года», правда, замена прежнего названия главной категории с «Произведения визуального искусства» на «Проект...» несколько размывает границы с номинацией «Куратор года». Кроме того, «Региональный проект», «Новая генерация» и «Книга года: Теория и история современного искусства» (взамен «Теории, критики, искусствознания»). Ну, критика в разных значениях слова и Госпремия, как теперь именуется «Инновация», наверное, вещи не очень совместимые. Да и критических работ в 12-й «Инновации» не показывают. Чему можно найти косвенное подтверждение в словоупотреблении: взамен всероссийского конкурса «Инновация» теперь называется Государственной премией.

Выставка номинантов (куратор – Анна Зайцева), как почти всегда случается с показами такого жанра, – каталожный набор, и не больше. Было бы странным, если бы «Проектом года» не стала в итоге нашумевшая, но, к счастью, отработавшая весь срок эрмитажная выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты», которую курировал Дмитрий Озерков. С Фабром тягаться трудно. В этой же категории соревнуются, в частности, «Новое пространство Театра Наций» и инклюзивный проект «Гаража» «Единомышленники». С одной стороны, движение премии идет к междисциплинарным инициативам (например, в позиции «Образовательный проект» оказались «Лаборатория современного зрителя» Теодора Курентзиса и «Музыка для всех» Елены Коловской), с другой – к социальным.

В целом набор номинантов качественно неровный, сильные проекты соседствуют с... попавшими сюда, возможно, по каким-то иным причинам. Чтобы никого не обидеть – или не нашлось других претендентов? За звание «Художника года» одновременно борются Леонид Тишков с лирическим, на теме памяти заточенным проектом «Взгляни на дом свой» (внутри которого во время выставки в нижегородском гэцесиишном «Арсенале» показывали спектакли «Вязаник» и «Мальчик и луна»), и, к примеру, «Хрупкие вещи» молодого автора Евгения Антуфьева. Его выставка в Pechersky gallery отсылала к участию в основном проекте 11-й «Манифесты» в Цюрихе – но в Москве это выглядело тускло. В той же позиции оказалась группа ЕлиКука с прошедшей в Мультимедиа Арт Музее выставкой «Шершавый маршрут», проектом не более чем забавным, с характером аттракциона (например, стремительно вращается под потолком лапоть). Еще один претендент – классик, концептуалист Ирина Нахова, однако с не самым ярким своим высказыванием – медиамедитацией на тему старых мастеров из собрания ГМИИ.

Среди претендентов на титул «Куратор года» хочется выделить Елену Яичникову с VII тематической экспозицией «Взаимодействие: взгляд современных художников на коллекцию ММОМА» и Сергея Хачатурова с «Вертоградами Михаила Шварцмана» для того же Московского музея современного искусства. В номинации «Новая генерация» запоминается «Квартет на конец времени. Визуально-звуковая импровизация на тему одноименного произведения Оливье Мессиана», показанная Еленой Скрипкиной на ВДНХ в самолете Як-42, что стал площадкой проекта «Взлет» для молодых художников.

Понятно, что переформатированная премия будет меняться, и после первого выпуска о динамике говорить рано. Но в смысле списка номинантов все же удивляет, что двое членов экспертного совета одновременно оказались и претендентами на «Инновацию». Как, с другой стороны, в смысле размывания границ «Инновации» вызывает вопросы включение в соревнование каталога выставки ГМИИ «Пиранези. До и после. Италия–Россия. XVIII–XXI века». То есть премия теперь охватывает не только смежные жанры, но и, если брать изобразительное искусство, классическую эпоху. Просто чем шире охват, тем выше риск что-то упустить.


Читайте также