0
5087
Газета Образование Печатная версия

13.10.2021 19:18:00

Цифровая открытость детей может обернуться трагедией

Универсального рецепта контроля поведения подростков в соцсетях не существует

Тэги: соцсети, подростки, поведение, цифровые привычки, интернет, безопасность


Половина детей и подростков делятся личными данными и даже интимными подробностями в соцсетях. Фото Pexels

Абсолютное большинство детей получают заявки в друзья в соцсетях от незнакомых людей. Причем треть из них – от незнакомых взрослых, сообщает ТАСС со ссылкой на данные исследования «Лаборатории Касперского» о цифровых привычках российских детей.

Чаще всего заявки, или, как говорят, запросы, поступают к подросткам 11–14 лет. Заявки от незнакомых людей получали 82% подростков, из них 29% – от незнакомых взрослых. Почти половина (47%) пользователей знакомятся в социальных сетях, более трети (37%) в дальнейшем встречаются с теми, с кем познакомились онлайн, в реальной жизни.

Также выяснилось, что половина детей и подростков в соцсетях указывают свой настоящий возраст. Такое же количество публикуют личные фотографии, а еще треть ребят указывают номер школы, в которой учатся. Есть и те, кто сообщает имена родственников и свою геолокацию. Почти треть подростков оставляют свою страницу открытой. А 38% разрешают писать личные сообщения любому пользователю. Также сообщается, что 53% подростков тратят на гаджеты от одного до четырех часов в день, а четверть (26%) – все свободное время. В итоге… 22% детей жалели позже о своей открытости, сообщил руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко.

Как показало исследование, 39% взрослых сообщили, что время от времени в их семьях вспыхивают конфликты из-за онлайн-жизни ребенка. Неудивительно, что почти половина детей (47%) скрывают от родителей, как проводят время в интернете.

Центр «Безопасность 2.0», действующий при комиссии Общественной палаты, еще до пандемии провел анализ поведения российских подростков в социальных сетях с точки зрения безопасности. Согласно данным мониторинга, количество постов в социальных сетях, содержащих личную информацию, увеличилось. Так, среди юношей в возрасте 13–17 лет рост показателя составил 30%, среди девушек – 50%.

Эксперты проанализировали более 2,5 тыс. страниц несовершеннолетних в соцсетях из 14 регионов страны (среди них – Тверская, Калужская, Владимирская, Ярославская, Сахалинская области, Приморский край, Симферополь, Москва и Санкт-Петербург). Чаще всего подростки делились в соцсетях постами с указанием своих геоданных. Число таких публикаций растет. На втором месте – фотографии на фоне дорогостоящих вещей, их количество выросло на 25%. Причем большинство таких публикаций также сопровождаются геотегами. На третьем месте – фото- и видеоматериалы с коллективных мероприятий, праздников.

Пандемия усилила поток общения детей в интернете. И тема безопасности в Сети опять вышла на первый план. Общественные организации и политики все чаще предлагают ввести в школьное расписание уроки кибербезопасности. После критики данного предложения – в связи с загруженностью школьного расписания такое невозможно – предложено время для уроков ОБЖ частично отдать под изучение основ информационной безопасности. Вроде бы все логично – и там безопасность, и тут.

Но возникает закономерный вопрос: а может ли человек, в том числе ребенок, вообще научиться соблюдать правила личной кибергигиены, избежав какого-то сурового личного опыта? Психологи подчеркивают: то, как ребенок воспримет разговор о безопасности, зависит от его возраста, отношений с родителями и, конечно, от того, как эти знания ему дают. Взрослые из самых благих побуждений показывают пятиклассникам мрачные картины действительности, чтобы они уж точно запомнили что-то важное. Однако такая подача информации откровенно вредит детям, считают психологи.

Здесь все тонко. С одной стороны, при возникновении проблемы надо следить, чтобы у ребенка не возникло впечатление, что мир – это самое страшное место и лучше вовсе не выходить из комнаты. С другой – пояснять, что опасности существуют, и дать инструкцию, как поступить в той или иной ситуации.

«Да, есть такая проблема – тревожные родители, – подчеркнул в беседе с «НГ» семейный психолог, кандидат психологических наук Ирина Агличева. – Такие родители часто любят проводить беседы в «профилактических целях» с подростком. А тот оказывается не готов к этому. И забота воспринимается им чаще всего как нарушение его границ, и только. Ни к чему, кроме скандалов, такие беседы обычно не ведут».

Беседы о безопасности, поясняет Ирина Агличева, должна органично входить в бытовое общение ребенка и родителя. Не надо также действовать, когда только случится какое-то событие в стране, то есть время от времени. Это бесполезно, все инструкции будут тут же забыты. Быть наготове родителю нужно всегда. Но держать ситуацию с ребенком на контроле нужно в мягком формате. Осторожно узнавая, с кем он общается в интернете, как общается, кто эти люди. И отпускать этот контроль можно по мере осознания ребенком самого себя.

В сложной ситуации необходимо обратиться к специалистам. Универсального рецепта нет. Кому-то фильтры ставить на все гаджеты до 14 лет нужно, а кому-то объяснять, что не так. И никому из родителей не надо обольщаться, мол, общение в интернете безобидно. Если раньше это были только истории про 25-й кадр, то сегодня картина иная. Психотехники совершенствуются. Высокий риск влияния интернета на души юной категории пользователей всегда остается, напоминает психолог. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также