0
2354
Газета Телевидение Печатная версия

21.10.2021 18:40:00

Документалистика как социально значимый интернет-контент

Проект "Золотая коллекция неигрового кино" познакомит молодежь с классикой жанра

Тэги: интернет, документалистика, неигровое кино, золотая коллекция, проект, россия, алексей ханютин, интервью

On-Line версия

Заставка к фильмам проекта "Золотая коллекция неигрового кино"

В октябре Гильдия неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру» запустила интернет-проект «Золотая коллекция неигрового кино. Россия. ХХ век». Было заявлено, что о каждой картине, вошедшей в список лучших, будет снят небольшой ролик. На днях на YouTube вышел уже третий фильм о фильме («Катюша» Виктора Лисаковича, где впервые была применена съемка скрытой камерой); первый фильм был посвящен основоположнику отечественной документалистики Александру Дранкову и его фильму «Лев Толстой», второй – картине «Госпожа Тундра» Сергея Мирошниченко. Обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА расспросила автора проекта, президента Гильдии неигрового кино и телевидения Алексея ХАНЮТИНА.

Алексей, я прочитала, что ваш проект вышел при поддержке ИРИ – Института развития интернета (не знала, что такой есть), а финансирование осуществляется в рамках реализации нацпроекта «Культура». Расскажете поподробнее?

– ИРИ существует с 2014 года, а с прошлого года является оператором конкурса на создание социально значимого интернет-контента для молодежи. Мы, Гильдия неигрового кино, выиграли конкурс ИРИ по созданию и размещению видеоконтента в интернете (там есть и другие направления – «Программный продукт», «Мультиформатный проект», «Контент в блогосфере»…). В прошлом году мы уже там побеждали – тогда это был проект 20-серийного фильма «Как снимали войну», посвященного фронтовым операторам Великой Отечественной войны, который собрал 2 миллиона просмотров на YouTube. Один из эпизодов был о том, как создавался фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Его успех натолкнул на мысль, что фильм о фильме может быть интересен не только киноманам, но и широкому кругу зрителей. Так родилась идея вернуть в культурный оборот классику отечественного неигрового кино – и сам этот проект.

Под культурным оборотом что конкретно подразумевается?

– Даже самые знаменитые классические ленты документального и научно-популярного кино сегодня практически невозможно найти в интернете и посмотреть в сколько-нибудь приличном качестве, при том что наше неигровое кино дает не меньше поводов для гордости, чем кино художественное. Фильмы, которые по качеству и значению являются классикой, оказались забытыми, оказались вне контекста культурного оборота, тогда как произведение становится классическим, находясь в культурном обороте. Эти фильмы должны использоваться на лекциях в киношколах, университетах и киноклубах, на уроках по истории в средней школе, они должны быть в фильмотеках вузов… Кстати, в новых киношколах есть только цифровые проекции, кинопроекций уже нет, и чтобы можно было эти фильмы там показывать, их нужно сперва отреставрировать.

Цель благородная – познакомить современную аудиторию с классикой отечественного неигрового кино, подлинными кадрами российской действительности разных лет. А кто составлял список лучших фильмов?

– Составили список из 100 лучших отечественных неигровых фильмов ХХ века эксперты гильдии. Из этого списка выбрали 10 лент, которые будут представлены в первом сезоне «Золотой коллекции» до конца 2021 года. Три из них уже на YouTube. Это не фильмы-оригиналы – это 15-минутные ролики, рассказывающие об историческом контексте создания той или иной картины и о том, почему она вошла в проект.

И, видимо, как в случае с Дранковым, о ее авторе («Госпожу Тундру» и «Катюшу» представляют в роликах их режиссеры – Сергей Мирошничеко и Виктор Лисакович). В связи с чем вопрос: идет работа по оцифровке и реставрации фильмов, вошедших в «Золотую коллекцию», а была ли такая задумка, чтобы отреставрированный оригинал выходил в свет одновременно с фильмом-роликом о нем?

– Задумка приурочить выход ролика к интернет-премьере отреставрированного фильма была, мы рассчитывали, что появление в интернете оригинального фильма плюс фильма о фильме даст синергетический эффект. Договоренность об оцифровке и реставрации с Госфильмофондом и цифровым архивом NET-FILM есть, но... У Госфильмфонда планы на оцифровку расписаны на два года вперед, приоритет отдается игровым лентам, есть целая программа Министерства культуры на эту тему. И по времени несравнимо – снять 15-минутный ролик о фильме или отреставрировать сам фильм. Опять же возникает вопрос: его просто выложить в Сети? Выложить на определенные платформы? Очень важен клубный и кинотеатральный показ – на площадках «Москино», например.

Почему первым стал фильм о Дранкове, который стоял у истоков и снимал Льва Толстого в 1908 году, – понятно. Но почему вторым – сразу «Госпожа Тундра» 1986 года, почему такая временная непоследовательность?

– Приходится соразмерять наш список с доступностью той или иной ленты в данный момент. Тут и прямая зависимость от возможности или невозможности получить/выкупить ее в архивах, тут и вопросы правообладания, и организационные проблемы, и киноведческая экспертиза – много всего. Например, права на шедевр Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» принадлежат британскому институту кино, который его отреставрировал и озвучил музыкой Майкла Наймана. Иногда ленту надо просто найти – вот, например, ни в Госфильмфонде, ни в Красногорском госархиве кинофотодокументов не можем найти исходники прекрасной картины «Лучшие дни нашей жизни» (1968) Бориса Галантера. А исходники снимавшего в Армении Артавазда Пелешяна находятся вообще во французской синематике – крупнейшем в мире киноархиве.

Но почему именно «Госпожа Тундра» Мирошниченко, а не его прогремевшие «Рожденные в СССР. Семилетние» (1990) или «Рожденные в СССР. Четырнадцатилетние» (1998) – потрясающе глубокая и интересная работа, недаром получившая «Эмми»?

– «Рожденные в СССР» – совместное производство с Англией, сразу возникают правовые вопросы… Что касается «Госпожи Тундры» с ее шокирующими кадрами отстрела волков с вертолета и отстрела из лодок переплывающих реку оленей – такого в Союзе ранее не показывали. Перестроечная волна началась с экологического кино – как бы экологического, на самом деле оно было шире – об обществе.

Помню, каким потрясением в свое время стал для всех фильм Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?» (1986) – его бы в вашем проекте показать нынешним молодым, их бы зацепило.

– Ну, молодежная тематика задачей не ставилась. Смотреть должна целевая молодежная аудитория до 30 лет – это важное условие, и есть коэффициенты, которые помогают вычислить эту аудиторию. Финансирование выделяется с учетом охвата в том числе и территориального: не выполним определенных условий – получим финансовый штраф.

Надеюсь обнаружить в вашем действительно важном проекте такие замечательные ленты, как «Беловы» Виктора Косаковского (1992), «Хлебный день» Сергея Дворцевого (1998), «Частные хроники. Монолог» Виталия Манского (1999).

– Мы росли в лингвоцентричное время, с ориентацией на книгу, а сейчас люди все меньше читают и все больше смотрят, центр восприятия сместился в аудиовизуальную плоскость – еще и поэтому наш проект мне кажется важным. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также