0
2373
Газета Неделя в обзоре Печатная версия

04.06.2017 18:20:00

Премия "Инновация" как фигура умолчания и 105-летие Пушкинского музея

Неделя в культуре

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ»

Тэги: инновация2017, премия, росиза, гцси, гмии


Лауреатов премии «Инновация» наградили в Московском планетарии, не дав – не предусмотрено было такое сценарием церемонии – сказать им ни слова. «Инновация-2017», так теперь называется Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства, учрежденный в 2005 году Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства, то есть 12-й по счету и первый после скандального прошлогоднего присоединения ГЦСИ к РОСИЗО. При новом руководстве акценты в «Инновации» сместились. Теперь это озаглавлено «Государственной премией в области современного искусства». Нынешние организаторы и толкуют всё гораздо шире того самого визуального contemporaryart, в чем можно было убедиться еще на выставке номинантов, открывшейся в Музее архитектуры день в день и ровно через год после увольнения директора ГЦСИ Михаила Миндлина и подчинения этой институции РОСИЗО. В результате в главной прежде номинации «Проект года» (раньше называвшейся «Произведение визуального искусства») победителем стала междисциплинарная площадка «Новое пространство» Театра Наций и ее куратор Вера Мартынов (лауреат настаивает на таком написании фамилии), а не нашумевшая выставка Яна Фабра, которую в Эрмитаже курировал Дмитрий Озерков и о которой не говорил только ленивый.

Нет смысла заново перечислять весь список победителей (о них см. «НГ» от 31.05.17). Премия сделала шаг в сторону размывания границ разных жанров – и между визуальным искусством и другими видами современного искусства, и внутри номинаций (теперь, к примеру, непонятно, чем уж так различаются категории «Проект года» и «Куратор года» – кураторов награждают и там, и там). Само по себе – когда речь идет о творческом процессе – это может давать интересные результаты, но в контексте соревнования и ограниченного числа призовых мест это сулит размывание первоначальной специфики премии и то, что какие-то важные проекты здесь попросту могут проморгать. Где критерии, по которым осуществляется выбор жюри? Еще у премии появилась новая номинация «Образовательный проект», но и тут возникает вопрос, как сравнивать проект инклюзивный с просто образовательными программами музеев, который остался без ответа. Тон самой церемонии, где не было дано слова ни членам жюри, ни лауреатам (награды они получали со своих мест в зрительном зале), трудно с чем-то сравнить. Чтобы лишнего не сказали?..

Были и приятные музейные события. В среду Пушкинский музей отметил 105-летие, в этот день вход в ГМИИ был бесплатным. А гостей праздничного вечера угощали тортами от музейных партнеров – были и в виде здания Пушкинского, и в виде «Скрипки» Пикассо из музейной коллекции. По словам руководителя отдела маркетинга и связей с общественностью ГМИИ Евгении Киселевой, 31 мая в их музее побывало больше 10 тыс. человек – и это больше, чем за «Ночь музеев». В этот же день в ГМИИ представили проект с хештегом «#с точки зрения музея», где в коротких видео совсем разные современные художники рассказывают о своих любимых произведениях из собрания Пушкинского.

А в Манеже на прошлой неделе завершился учрежденный Минкультуры и проводимый в сотрудничестве с Союзом музеев России, ИКОМ России и Фондом Владимира Потанина XIX международный фестиваль «Интермузей» (за пять дней его посетило более 40 тыс. человек), где не только представлены музеи разных профилей, но и есть много параллельных программ. Например, в Музеях Кремля прошла конференция о реставрации. А в Манеже работала дискуссионная программа «Музейный гид», куда Фонд Потанина приглашает специалистов из разных стран, чтобы обсуждать новые вызовы, с которыми сталкиваются сегодня музеи: как меняется аудитория, как меняется музейный штат, должен ли музей провоцировать и т.д. В рамках проходившего на «Интермузее» конкурса Эрмитаж получил награду в номинации «Лучший проект в сфере музейного образования» за «Интермедию: Круги по воде», сделанную к выставке Яна Фабра. Не за саму фабровскую выставку.

39-й ММКФ, который пройдет в столице с 22 по 29 июня, объявил часть программы. В основной конкурс на настоящий момент вошли 11 фильмов. В том числе два российских – «Карп замороженный» Владимира Котта и «Купи меня» Вадима Перельмана. Членами жюри станут финский режиссер Йорн Йохан Доннер, испанец Альберт Серра, дважды обладатель главного приза ММКФ, в том числе и за прошлогодний фильм «Дочь», иранец Реза Миркарими и актриса Орнелла Мути. В секцию документального кино попали семь картин – из Швейцарии, Мексики, Японии, Чили, США и России: «Последний вальс» Юлии Бобковой и «Раскаленный хаос» Сергея Дебижева. Полная программа будет сформирована в ближайшие недели, однако уже сейчас известно, что вне конкурса на ММКФ можно будет увидеть новые работы Агнешки Холланд, Аки Каурисмяки, Лава Диаса, Ким Ки Дука и другие фильмы – призеры различных европейских фестивалей. Помимо традиционных параллельных программ Московский кинофестиваль в этом году впервые откроет секцию, посвященную VR-фильмам.


Читайте также