1
7669
Газета Тема недели Интернет-версия

26.08.2021 21:11:00

Броня крепка, зубы дронов, вертолеты на веревочке

Форум «Армия-2021» как зеркало российской обороноспособности

Тэги: россия, форум, армия2021, вооружения, техника, технологии


Фото Павла Сарычева\НГ-Online

Пик 10-летней госпрограммы вооружения пройден. Доля современного вооружения и военной техники достигла в вооруженных силах рекордных 71,9%. Это самый высокий показатель в мире. Президент Владимир Путин ставит задачу диверсифицировать производство оружия, наладив выпуск гражданской продукции. К 2030 году ее объем должен составлять 50% от общего производства военной техники и оборудования. Впрочем, глядя на экспозицию выставки-форума «Армия-2021», кажется, что оборонка откровенно саботирует требование главы государства.

В самом центре выставочной площадки построен новый павильон «Диверсификация ОПК». Не увидеть его или пройти мимо невозможно. Но вот добраться до представленной экспозиции в нем сложно: вокруг – сплошная военная техника. В этом году ее особенно много. В преддверии открытия форума начальник Генштаба Валерий Герасимов сообщил, что в Кубинке будет представлено 50 ее новых образцов. Только одних танков Т-90М, расставленных в разных частях огромной статической экспозиции вооружений и военной техники, я насчитал три штуки. Т-14 «Армата», БМПТ «Терминатор», словно машины в автосалоне, стоят в разных цветах – от зеленого до песчаного, явно намекая на то, что техника производится серийно, она есть и у нашей армии и готова к экспорту. В этом году концерн «Уралвагонзавод» выполнил взятые несколько лет назад обязательства поставить Минобороны танки Т-90М. Военным переданы первые 65 машин. Замминистра обороны Алексей Криворучко сообщил и о получении первой партии из 20 танков нового поколения Т-14 «Армата».

Не менее впечатляет Военно-промышленная компания – производитель бронеавтомобилей и транспортеров. Ее глава Александр Красовицкий в интервью ТАСС похвастался, что в прошлом году показал на «Армии» 16 машин, из них три новинки, в этом году уже 22 машины, из них пять новинок. Одна из них – бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) «Стрела». Последняя новинка – попытка в очередной раз удовлетворить желание военных ездить на презентабельных джипах, а также предложить их гражданскому рынку.

Первая такая попытка у «ВПК» не стала удачной. Брутальный бронеавтомобиль «Тигр» продается, но не очень активно – гражданские купили всего несколько десятков машин. В основном это политики, звезды эстрады и нефтяные шейхи. Для последних армейский броневик специально тюнинговали, меняя аскетический военный салон на люксовый от Bentley или Maybach. «Стрела» пока не приобрела подобного лоска. Но, как и другие машины «ВПК», это очень перспективная платформа, на ее базе возможно построить четыре машины: амфибийную бронированную, базовую бронированную, багги и небронированный прототип, который уже представлен на выставке «Армия-2021». Гражданский рынок этих машин – 2,5–3 тыс. единиц в год. Красовицкий отметил: «Если у нас все получится, если мы сделаем базовую себестоимость от 1–1,5 млн руб., как мы планируем, эта машина будет востребована, учитывая ее габаритные размеры, грузоподъемность, тактико-технические характеристики».

Выставка «Армия» просто пир роботов. Минобороны специально анонсировало, что в нынешнем году обсуждение вопросов искусственного интеллекта, радиоэлектронных и информационных технологий – главный тренд салона. Роботов много. Начиная от «Уранов», подводных «Амулетов» и «Витязей» до летающих «Орионов». Последние заслуживают особого внимания. Группа компаний «Кронштадт» – флагман по производству беспилотных летательных аппаратов. На площадке компании в виде макетов и уже летающих образцов стоят разведывательно-ударный «Орион-Э», тяжелый «Сириус», «Гелиос РЛД» и скоростной «Гром». Последний БПЛА должен стать ведомым пилотируемого истребителя.

Важно, что у каждого такого изделия представлена и боевая нагрузка. НПК «Конструкторское бюро машиностроения» показывает «Изделие 305» – ЛМУР. Ракета разрабатывалась для проведения секретных миссий ФСБ. Она входит в состав вооружения специальных вертолетов Ми-8МНП-2. Изделие имеет массу 105 кг, длину 1945 мм, диаметр корпуса 200 мм. Масса осколочно-фугасной боевой части 25 кг. Твердотопливный двигатель обеспечивает скорость полета до 250 м/сек, заявленная управляемая дальность стрельбы до 14 500 м, высота полета от 100 до 600 м. Сегодня ЛМУР предлагается Минобороны. Есть данные, что ракета с успехом применялась Воздушно-космическими силами боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52 в Сирии. Во всяком случае, на форуме «Армия-2021» ракета выставлена под индексом 305Э в составе вооружения вертолета Ка-52М. Уверен, что ее можно применить и с беспилотников «Кронштадт».

Еще одна малогабаритная новинка – корректируемая авиационная ракета С-8Л калибра 80 мм с осколочно-фугасной боевой частью концерна «Калашников». Как и ЛМУР, она предназначена для высокоточного поражения одиночных и групповых наземных стационарных и подвижных целей. Как отметил замгендиректора предприятия Андрей Семенов, С-8Л можно будет использовать для различных видов носителей: вертолетов, самолетов и беспилотных летательных аппаратов. В том числе дронов самолетного и вертолетного типа. Последних на «Армии» тоже целая плеяда. Тот же «Кронштадт» выставил беспилотный вертолет БВС-ВТ 450, имеющий взлетную массу 450 кг.

Вертолетная тема, как и бронетанковая, в числе основных на форуме «Армия-2021». АО «Навигатор» рекламирует многофункциональную систему, обеспечивающую навигацию и взаимодействие пилотируемых аппаратов и дронов, а также их посадку на палубы кораблей в автоматическом режиме «Корма». Внешне это пластиковый кейс с аппаратурой весом около 5 кг, а фактически целый «аэропорт в кармане». Гендиректор компании Сергей Бабуров рассказывает, что устройство в автоматическом режиме способно посадить любой вертолет или самолет буквально как по веревочке на аэродром: «Достаточно нажать кнопку «Вкл» – и летательный аппарат получит информацию для совершения посадки в автоматическом режиме». «Корма» сегодня активно применяется на арктических вертолетах Минобороны Ми-8АМТШ-ВА, гражданских Ми-171А2, Ка-62, Ка-226, «Ансат». Помимо этого, ее элементы устанавливают на самолеты Л-410 и Як-152, а также на беспилотные летательные аппараты «Орион». С помощью этой системы будут сажать боевые Ка-52М и Ми-28Н на палубы перспективных вертолетоносцев, строящихся в Керчи. H


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также