Авторы
Авторский взгляд на события. Коротко и по делу.

Легенда о куйбышевском Юрии Деточкине

Читать в
Юрию Деточкину было у кого угонять автомобили. Анатолий Черняев, помощник Михаила Горбачева, а в 1970-е годы – член Центральной ревизионной комиссии, описал в своем дневнике факты корыстных преступлений партийных и хозяйственных руководителей.
"Я украл всего миллион!" Первая русская финансовая пирамида и ее творецПроцесс над аферистом вызвал ажиотаж. Люди приезжали в суд, чтобы просто взглянуть на того, кто 20 лет морочил правительство и простых граждан. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
В этот день, … лет назад
Двадцать пятого мая 1966 года на советские экраны вышел фильм Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".
Хочу рассказать не о самом фильме, а кое-что об истории, которая легла в основу этой лирической комедии. Ее рассказал Эльдару Рязанову Юрий Никулин. О советском "Робин Гуде" он то ли сам прочитал в газете заметку, то ли кто-то ее ему пересказал.
История занимательная. Том более что каждый мог к ней добавить что-то свое: не соврешь – красиво не расскажешь. А дело, как уверяют, было так.
Фильм "Берегись автомобиля"
В Куйбышеве, ныне Самаре, на автобазе работал один водитель, мастер на все руки. У него был только один "недостаток" ‒ уж больно честен. А на автобазе царило воровство: "налево" шло все – и автозапчасти, и горючее, и даже автомашины. Мужик рассказал об этом директору автобазы. Наивный! Этот директор и был главным расхитителем социалистической собственности. Честного водителя убрали быстро, без шума и пыли: в один из рейсов подбросили в кузов его грузовика "левый" товар и оповестили об этом милицию. В итоге правдоруб получил четыре года. Однако воры рано радовались. Отсидев весь срок "от звонка до звонка", мужик вернулся в родной город. Устроился на работу автослесарем, вел себя тихо. Однако у него созрел план мести. Причем оригинальный.
Кадр из кинофильма "Берегись автомобиля"
Он стал угонять личные автомобили у всех, кого подозревал в воровстве и прочих лихоимствах. Куйбышевский прототип Деточкина завел подробную бухгалтерию: кому принадлежит машина, в каких махинациях ее хозяин повинен. Угнанные автомобили он продавал в других городах, а деньги переводил в сиротские дома и детские сады. Иногда помогал и неимущим. Говорят, помог вдове пожарного, погибшего при исполнении. В райсобесе из-за волокиты ей долго оформляли пенсию по утрате кормильца, а у нее на руках четверо маленьких детей. Один из чиновников даже бросил ей в лицо ставшую почти афоризмом или мемом фразу: "Рожать надо меньше!". И тогда "Деточкин" пришел к вдове домой, представился высокопоставленным работником, и сообщил, что "наверху" принято решение войти в ее положение и оказать экстренную помощь, пока продолжается волокита с пенсией. Протянул ей конверт – и откланялся. Открыв его, вдова буквально обомлела: в нем лежали 10 тысяч рублей!
Себе "Деточкин" из вырученных от продажи автомобилей денег брал только командировочные. Он угонял машины больше года: у директоров баз и магазинов, у местных партийных боссов и чиновников горадминистрации.
Фильм "Берегись автомобиля"
А как тогда воровали "слуги народа", поведал в своем дневнике Анатолий Сергеевич Черняев, помощник Михаила Горбачева по международным делам, а в 1970-е годы – член Центральной ревизионной комиссии КПСС. Он, в частности, записал, что разного ранга партийные и хозяйственные руководители часто становились участниками многих корыстных преступлений. Например, во многих регионах местные начальники вне очереди покупали дефицитные "Жигули" или "Волги" и зарабатывали на их перепродаже огромные деньги.
В 1977 году, пишет далее А.С. Черняев, в Секретариате ЦК обсуждался вопрос "О хищениях на транспорте". Итоги проверки: за два последних года число краж возросло в два раза, стоимость украденного – в 4 раза. А половина воров – сами работники транспорта. 25% тракторов и сельскохозяйственных машин приходят разукомплектованными. Треть автомобилей "Жигули" вернули обратно на ВАЗ, так как к потребителю они пришли наполовину разобранными. Воруют на много миллиардов рублей в год, сокрушался Черняев. Мяса крадут в 7 раз больше, чем два года назад, рыбы – в 5 раз больше...
Кадр из фильма "Берегись автомобиля"
Как говорили, куйбышевские власти заставили милицию взять дело об угонах на особый контроль. Однако сыщики, зная о том, чьи автомобили угоняет "Робин Гуд", работали нехотя. Можно сказать, даже одобряли действия угонщика. "Деточкина" поймали на краже 13-го автомобиля. Когда в ходе следствия стала известна истинная причина его криминальных деяний, судебные органы встали в тупик. А жители города в день суда якобы устроили у Дворца правосудия целый митинг, требовали отпустить на свободу угонщика и осудить тех, у кого он эти машины угонял. Суд пошел навстречу пожеланиям трудящихся и приговорил "Деточкина" к одному году заключения условно. Истинные воры же, естественно, остались на свободе.
Кадр из фильма "Берегись автомобиля"
"Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она случилась именно в их городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны. Семь городов оспаривают это точно также, как семь городов называют себя родиной Гомера. Надо сказать, что неизвестно, где происходила эта история и происходила ли она вообще".
Когда Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов начали писать сценарий фильма "Берегись автомобиля", они решили отыскать газету, где была напечатана заметка, о которой рассказывал Юрий Никулин. Не нашли. Тогда стали посылать запросы в разные юридические инстанции. Без толку! Ничего похожего на дело "советского Робин Гуда" ни в каких судах нашей необъятной страны обнаружено не было. Видимо, прототип Юрия Деточкина оказался таким же мифом, как и британский Робин Гуд.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
"Рыковка", "мерзавчик" и водка из нефти: история СССР в бутылках
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.