Авторы
Авторский взгляд на события. Коротко и по делу.

Полет на ощупь – смерть в тумане: за что Сталин не любил самолеты

Читать в
Утро было туманным, самолет – опытным. Пилот ошибся. Еще раньше ошиблись пассажиры: главные руководители советского авиапрома и гражданской авиации полетели одним бортом. 5 сентября 1933 года под Москвой разбился АНТ-7. Подробности у радио Sputnik.
Полет на ощупь – смерть в тумане: за что Сталин не любил самолеты
5 сентября 2021, 03:00
Из десяти человек никто не выжил. Свидетелями трагедии стали жители деревни у Подольска. На месте катастрофы они нашли развороченные чемоданы с кучей бумажных денег. Самолет летел в Севастополь. Высокопоставленные пассажиры планировали быть на открытии нового авиазавода и отдохнуть в Крыму.
Чёртов радиолюбитель!..
Полет длился 20 мин. Из-за тумана пилот шел на низкой высоте. Не заметил, как зацепил колесами провод антенны, – какой-то радиолюбитель натянул ее между двумя высокими шестами. Самолет увлек за собой конструкцию, замедлился, осел на крыло, задел им высокую иву, часть крыла отвалилась, и АНТ-7 носом врезался в землю. "Это был уже отработанный самолет", – говорит заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский:

"В АНТ-7 переделали Р-6 – многоцелевой самолет-разведчик. Для военных целей его модель устарела, решили попробовать использовать его как гражданский борт. Остеклили кабину, сделали большие иллюминаторы, входную дверь, более или менее комфортабельный салон. Но приборов полета практически не было. И штурмана не было, только летчик и бортпроводник. Летели на ощупь. Да что греха таить? И сейчас так иногда летают. Вертолет, который недавно разбился на Камчатке, тоже летел на ощупь, хотя и был оборудован. Зацепился за воду, и конец".

Сотрудники Кроноцкого заповедника в районе крушения вертолета Ми-8 недалеко от острова Сердце Алаида в Курильском озере
После трагедии АНТ-7 понеслись срочные реформы. Ввели регулярную проверку квалификации летчиков; каждый самолет теперь имел все необходимое для слепого полета. Запретили переделывать старые машины и тем более – перевозить пассажиров на том, что не испытано. Главное, Сталин категорически потребовал от всей госполитэлиты: под угрозой исключения из компартии не летать. Сам не летал и другим не велел.
Чего боялся "отец народов"?
Разок Сталин все же взмыл – иначе на Тегеранскую конференцию в 1943 году было не попасть. Рассказывает военный историк Никита Буранов:
"Сталин довольно сильно боялся летать. В годы войны, конечно, надо было встречаться с лидерами антигитлеровской коалиции, а значит летать. Молотов, например, вопреки запрету 1933 года, летал в Великобританию и США. Но вообще Сталин самолетам не доверял".
После смерти "отца народов" другой советский руководитель – Леонид Брежнев имел случай испытать то, чего втайне всегда боялся Сталин. Брежнев летел с визитом в Гвинею. Над Средиземным морем его Ил-18 вдруг атаковал французский истребитель – пересек курс и открыл огонь по советскому борту номер один. Брежнева спасло только то, что его личный пилот был асом с военной закалкой. От француза удалось уйти без потерь.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.