Авторы
Авторский взгляд на события. Коротко и по делу.

Лицедейство как образ жизни: каково быть актером

Читать в
Профессия актер – собирательное описание целого ряда специальностей. Суть, впрочем, одна – перевоплощение. И актерство – тяжелая и суровая работа, у которой много плюсов, но и немало минусов. А блистающий звездами Голливуд – лишь красивая обложка.
Уилл Смит поделился своим гонораром с коллегами по съемках
Актер: история профессии
Вообще-то лицедействовать, ставить какие-то представления, изображать кого-то, кем человек сам не является, было свойственно еще даже первобытным людям. Конечно, это было еще не актерское искусство, а уж актерского мастерства не было и подавно, однако архаичные творческие потуги, пародирование и кривляние привели к появлению в дальнейшем одной из самых желанных и почитаемых (увы, не врач и не учитель), высокооплачиваемых (если повезет) специальностей в мире. Пожалуй, впервые такое понятие, как "профессиональный актер", лицедей появилось в античности – Древний Рим, Древняя Греция. Некоторое время, кстати, актерство считалось то одним из "низких" родов деятельности, то вообще чуть ли не дьявольским занятием, ведь умение менять лица, маски, способность примерять чужой образ – это, мол, "от лукавого". Теперь же тем, кто делает это мастерски, зрители чуть ли не поклоняются. Но до такого статуса артисту расти и расти. А современная профессия и школа мастерства довольно молода и пошла в рост на стыке XIX-XX веков, к чему приложил руку и легендарный режиссер Константин Сергеевич Станиславский. Его подопечные и те, кто сейчас следуют его системе, умеют воздействовать на зрителей своей игрой, как никто другой.
Руины древнего театра в Афинах
Особенности и специализации
Если вдаваться в подробности, разбирать все нюансы и тонкости, то можно будет выделить огромное количество актерских специализаций. Мы же определим главные и основные из них.
То, к чему стремится и кем хочет стать большинство молодых и амбициозных – это актер/актриса театра и кино. И уже понятно, чем занимается этот человек: места работы – театральная сцена, съемочная площадка фильма или сериала, ТВ-проекта. Хотя и здесь специфика очень разная, как и, между прочим, манера игры – театральная и "киношная". Съемки, возможность переделать дубль и изменить кадр, отсутствие необходимости запоминать разом десятки страниц текста, как приходится делать играющим в спектаклях, разные планы, в то время как на сцену зритель смотрит со статичного ракурса – это уже большие отличия. Чтобы заниматься всем этим, необходимо получить высшее образование.
Съемки фильма "Холодный расчет"
Актеру музыкального театра, помимо базового для профессии актерского мастерства, надо еще уметь петь и танцевать, иначе ни в один мюзикл не возьмут, не говоря уже об опере. Но опера – отдельная тема, пропустим ее.
Если самому изображать других людей (а иногда и не только людей) не получается, всегда можно доверить это дело… предметам. Например, артистам-куклам, марионеткам и прочим игрушкам. Правда, руководить ими ничуть не проще, а то и сложнее, чем играть в театре или кино. Хорошая координация движений, ловкость и развитая моторика рук очень пригодятся. И совсем не обойтись без умения играть голосом, интонациями и тембром, озвучивать нескольких персонажей одновременно. С другой стороны, для такого занятия получать высшее образование не обязательно – достаточно среднего специального и курса актерского мастерства.
Чего не скажешь об актерах дубляжа: эти люди в своей работе применяют весь спектр навыков, полученных в вузе во время обучения по специальности "Актерское искусство". Такие артисты озвучивают и переозвучивают, прежде всего, иностранные кино- и телеработы, компьютерные игры, выпуски шоу и много чего еще. Выразительность, гибкость, умение вживаться в роль одним только голосом – это, конечно, высший пилотаж. Кстати, за многими известными в мире актерами и актрисами в разных странах, в том числе и в России, "закреплены" конкретные артисты дубляжа, чьи голоса уже стали не менее узнаваемыми, чем лица их "работодателей".
Звукозапись анимационного проекта "Белка и Стрелка. Звёздные собаки"
Помимо прочего, существуем огромное количество разных актерских школ и систем, программ. Например, считается, что "русская школа" стремится к слиянию артиста со своим персонажем и настоящему проживанию эмоций и событий вымышленного героя. Британцев хвалят за умение передать всю гамму человеческих чувств, глубочайшие переживания одним выражением глаз, взглядом, без бурных сцен, криков или даже активной мимики. Американскую же игру иногда укоряют за систему "масок": мол, артист только заучивает и отрабатывает десятки видов поз и выражений лица для трансляции определенных переживаний и ощущений, а по-настоящему роль не играет. Однако, зная, как многие голливудские звезды выматывают и перекраивают себя ради некоторых ролей, эти претензии кажутся уже несколько надуманными. Теперь же внимание широкого зрителя привлекла корейская актерская школа – в частности, этому способствовал успех фильма "Паразиты" и сериала "Игра в кальмара". Поклонники этих и других проектов отметили намеренное гипертрофирование эмоций, жестикуляции и мимики героев на экране – такое "переигрывание" считается отличительной чертой местной системы.
Кадр из фильма "Паразиты"
Кому подходит профессия: профессиональные навыки и личные качества
Начнем, пожалуй, с практической стороны вопроса. Широкий кругозор, самые разные знания и навыки – от бисероплетения до умения управлять танком – могут пригодиться актеру, ведь никогда не знаешь, какую роль тебе предложат или на какую возьмут. Пресловутое саморазвитие, освоение чего-то нового, даже не связанного напрямую с актерской профессией, постоянная учеба и работа над собой – это про артистов. Хорошая физическая форма и спортивная подготовка тоже не помешают. Продолжил список в интервью радио Sputnik актер театра и кино, народный артист России Александр Пашутин.
"Желательно, чтобы артист умел и петь. Бывают актеры без слуха, значит, ему не дадут роли с пением. А если со слухом – Миша Боярский, например, я сам пел когда-то в хоре, в ансамбле, а сейчас пою в мюзикле. У того, кто петь умеет, у него больше возможностей. И я всем говорю: ребята, учите язык (английский – прим). Вот поступит предложение, а никто из нашего поколения не знает язык, нам не давали никому язык специально, чтобы мы с иностранцами не могли общаться, такой была политика партии. А сейчас язык уже с детского сада учат. Это развивает умственные возможности, возможности общения".
Что касается личных качеств, то главное – страсть к актерству, уверен актер, режиссер, сценарист Сергей Рост.
"Это все сказки, что достаточно просто легкого желания и каприза – и все получится. Эта профессия всего человека съедает, он должен полностью ей служить, как служат в церкви, в армии. Пижонские рассказы, мол, я шел мимо, случайно увидел объявление и на спор с товарищем пошел, прочитал басню, ведь больше ничего не знал, да и басню-то не знал, руками все показал – и меня взяли, конечно, и я стал артистом. Это все туфта. На самом деле, к этой мечте идут с детства, с детства ощущается некие позывы выступать. Я выступал перед публикой уже с детского сада, мне были в радость концерты домашние, которые устраивала мама, демонстрируя молодое дарование перед гостями. У меня уже в детском саду был уже какой-то свой репертуар: я знал, что я буду петь или какой монолог говорить, сочинял его сам. Стихи наизусть знал, танцы, пантомима... Сын и внуки Юрия Никулина, например, считают, что, чтобы стать артистом, нужно чувствовать потребность сказать что-то, выступить. Это сродни поэтам: поэт ощущает, что никто, кроме него, не напишет этих стихов, что человечество просто ждет от него, он не может сам без этого обойтись, иначе взорвется. То же самое и с актером: всегда нужна публика, хочется выступать, рассмешить, привнести свет и добро в мир. Но это не всегда получается: бывают и провалы, и когда публика не рукоплещет, что нет денег и никуда не берут, годами тебя не замечают упор", – поделился опытом в интервью радио Sputnik Сергей Рост.
Может ли стеснительный человек со страхом сцены и комплексами стать звездой сцены или кино? Вполне, ведь есть вещи врожденные, а есть "наживные", уверен Александр Пашутин.
"Это мера таланта, в первую очередь, а потом уже трудолюбие – все входит, однозначно нельзя сказать. Раскрепощенность, умение работать на сцене – это все можно наработать. Играть на сцене – это одно, играть в спектакле или кино. Побороть в себе застенчивость можно трудом, специальными навыками, психологи могут поработать над этим. Нужен хороший учитель: у одних есть дар преподавания какого-то предмета, а у кого-то дара нет".
Актер Александр Девятьяров в роли Пьера во время генеральной репетиции спектакля "Сын" в постановке Юрия Бутусова в Российском академическом Молодежном театре (РАМТ) в Москве.
Как стать актером: обучение
Начинать можно и в театральных постановках в школе – именно там, кстати, часто впервые проявляют себя будущие профессиональные актеры и актрисы. Если же вы решили связать жизнь с этим непростым делом, то в России много именитых театральных вузов, например, Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Московская театральная школа Олега Табакова, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Театральный институт имени Бориса Щукина и многие другие. Конкурс на бюджетные места в именитые вузы очень высок, а обучение на платной основе дорогое. Для поступления на "Актерское искусство" необходимо, как правило, сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пройти вступительные испытания. Это творческие "экзамены", их может быть от трех до шести – там-то и необходимо продемонстрировать свой талант.
Есть и учебные заведения среднего специального образования, которые готовят артистов – колледжи и театральные школы. Условия поступления практически те же, затем и в вуз попасть будет легче. Однако потратить на такое образование понадобиться около четырех лет.
Еще один вариант – актерские курсы, которые часто организуют при известных учебных заведениях. Обучение платное, а цены достигают полумиллиона в год.
И задолго до выпуска хорошо бы заняться поиском ролей в театре или в массовке на съемках фильмов и телепроектов – для практики и набора резюме.
Очный тур прослушиваний в ГИТИСе
Карьера: востребованность, уровень зарплаты, перспективы
Зарплата и карьера артиста – вещи довольно нестабильные. Главное мерило профессионального успеха и залог материального достатка – это востребованность. Народный артист России Александр Пашутин, актер с огромным опытом, напоминает, что никаких иллюзий по этому поводу питать не стоит.
"Востребованность – это и дело случая, и работоспособности, удачи, умеет ли человек ждать или спивается. Если не снимается, начинает пить, а тут и лицо меняется, и все летит в тартарары. Это умение держать удары судьбы. Тяжело с психологической точки зрения, есть ли дома поддержка – жены, детей, мамы и папы... Все закручено. Конкуренция большая. Я преподаю сам – и все студенты хотят и каждый надеется: все хотят играть, быть на вершине, все хотят зарабатывать. Но не каждый доходит до вершины, даже до верхней сотни не каждый доходит".
Что касается зарплат, то средний доход театрального артиста составляет очень скромные 30 тысяч рублей в месяц, в Москве планка повыше – около 50 тысяч, однако стоимость жизни в столице обесценивает эту разницу. А совсем молодым актерам и актрисам с самого начала карьеры платят всего тысяч 15-20. До астрономических гонораров нужно дорасти, и удается это единицам.
"Есть такой анекдот: "Почему от актеров театра жены не уходят? – Не в чем!" Потому что они бедные, как крысы. В кино побогаче, да, а в театре очень маленькие зарплаты", – так Александр Пашутин коротко оценил ситуацию с зарплатами в профессии.
Дополнительный доход могут приносить и съемки в рекламных роликах – большое количество профессиональных, но малоизвестных артистов подзарабатывают именно так.
Роберт Де Ниро в рекламе бейглов Warburtons
Актерская профессия: плюсы и минусы
Плюсы профессии очевидны: творчество и самовыражение, общение с интереснейшими людьми и полезные связи, возможность путешествовать по работе, слава, высокие гонорары.
С другой стороны, эта работа тяжелая психологически, много стресса и неопределенности, переработки и отсутствие вменяемого графика. Очень большая вероятность провала: конкуренция на этом поприще заоблачно высока, кинопроектов и телешоу, как и театральных постановок, все равно не так много, как желающих сыграть в них. Реклама, детские утренники и прочее – это все не то, хоть и потенциально прибыльно. А про зарплату начинающих мы уже сказали.
Кстати, слава – а именно стать известными мечтает огромное количество начинающих актрис и актеров – это тоже не только радость, но и бремя. Без шуток и преувеличений. Попробуйте пожить хотя бы один день при постоянном внимании и даже преследованиях, представьте, что все детали ваши личной жизни, каждую черточку внешности, малейшую складочку на одежде обсуждают все, кому не лень. Все ваши успехи и, что важнее, неудачи – повод для широкой дискуссии, а сами вы – словно бессловесный манекен, а не живой человек. А как скоро вас "отменят" в интернете? Это лишь малая толика того, с чем ежедневно приходится сосуществовать знаменитостям.
Американский актер и продюсер Леонардо Ди Каприо фотографируется с поклонниками во время кинофестиваля в Берлине. Февраль 2010
Как получить роль в театре или кино
Актер, режиссер, сценарист Сергей Рост дал несколько советов насчет того, как подготовиться к прослушиванию на конкретную роль и как найти свое собственное амплуа.
"Есть простые рекомендации, некоторые за них, правда, деньги берут и целый год учат, но если коротко, то нужно очень внимательно познакомиться с текстом, текст – ваш главный помощник. Вам на пробе дают текст, и вы его должны выучить: все запятые, все восклицательные знаки – на каждый знак препинания в тексте нужно обратить внимание. Некоторые не обращают на них внимание, гонят какую-то отсебятину, а нужно взять, как ноты, и максимально этот текст донести. И нужно уметь перевоплощаться, иметь хотя бы два-три образа, чтобы показать режиссеру, когда делаешь пробу – тогда шансы увеличиваются. Есть еще такая поговорка: "Свою рожу не переиграешь", то есть надо отдавать себе отчет, что, если ты маленький и толстый с бородой и горбом, вряд ли тебе дадут играть Ромео, Зорро или благородных рыцарей – скорее, ты будешь Санчо Панса. Вот и роли себе надо такие подбирать, не надо быть идиотом! Если худой и высокий, то, может, и Дон Кихот", – резюмировал Сергей Рост.
Мнение экспертов
Опытные артисты обращают внимание на одно абсолютно необходимое качество – это сила духа, умение держать удар, потому что актерская карьера полна падений, а взлетов может и вовсе не случиться.
"Знаменитый случай: Григория Мелехова (главный герой романа Михаила Шолохова "Тихий Дон", – прим.) должен был играть один актер, по-моему, Саша Шворин, а ему Петр Глебов (советский и российский актер театра и кино, исполнитель роли Григория Мелехова в фильме 1957 года "Тихий Дон", – прим), который с ним работал в одном театре, говорит, мол, слушай, устрой меня на какую-нибудь массовку. Он и привел Глебова: его одели, посмотрели на пробах, и режиссер сказал: "Да вот же он, Григорий Мелехов!". И так он стал сниматься вместо Шворина, а у того вся жизнь пошла под откос, хотя он до этого снялся в великой картине "Летят журавли". А Глебов потом стал народным артистом".
Актер театра и кино, народный артист России Александр Пашутин о дружбе и конкуренции среди актеров.
Автор Мария Меркулова, радио Sputnik
Домогаров: я не ушел из театра, я взял отпуск
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.