Культура

Нани Брегвадзе: ко мне на день рождения приходите без подарка

Читать ria.ru в
Королева романса Нани Брегвадзе отмечает юбилей — 21 июля певице исполняется 75 лет. О том, чему ее учила мама, о том, как модные туфли на шпильках разозлили зрителей в Гори, про аферистов, у которых "умерла тетя", и о многом другом Брегвадзе рассказала в интервью РИА Новости.

Королева романса Нани Брегвадзе отмечает юбилей — 21 июля певице исполняется 75 лет. Но принимать подарки в свой день рождения Нани не любит. Даже от цветов часто отказывается — ей очень больно видеть, как они вянут, и потом выбрасывать их. О том, чему ее учила мама, о том, как модные туфли на шпильках разозлили зрителей в Гори, про аферистов, у которых "умерла тетя", и о многом другом Брегвадзе рассказала в интервью РИА Новости. Беседовала Нази Жоржолиани.

- Как вы будете праздновать свой юбилей?

— В этом году я не буду широко праздновать день рождения. Я вообще бы о нем не вспоминала, если бы не журналисты. Вы всегда напоминаете, сколько мне лет.

Лучший подарок на день рождения для меня в этом году то, что моя внучка сдала экзамены в консерваторию, получила высокие баллы. Я счастлива. За последние годы много всего печального произошло: ушли из жизни мои близкие подруги. В жизни происходит и хорошее, и плохое, но я остаюсь оптимисткой и даже в плохом могу видеть хорошее.

Дорогой длинною (Б.Фомин – неизвестный автор) Инструментальный ансамбль (1969)
21 июля 2013, 11:00

- Как вы поддерживаете свою вокальную форму?

— Я ничего специально не делаю, это от природы, наверное. Я занималась йогой, это укрепляет связки, но отдельно вокалом – нет. Я не вокалистка, пою песни, романсы, а не оперные арии. Так что не поддерживаю никакими способами свой голос, просто пою каждый день. Бывает так, что очень сильно хочется спеть. Пение – это мое второе я, моя внутренняя потребность.

- Колыбельные правнукам поете?

— Нет, они уже подросли, одному 5 лет, другому — 7. И вообще не хотят уже меня слушать. У нас любовь к музыке идет по женской линии. В семье занимались вокалом практически все. Прабабушка была профессиональной певицей. Все сестры мамы, а их было шестеро, пели. Мать играла на рояле и пела, отец, инженер, окончивший театральную студию, тоже пел, тетя — Кэто Микеладзе — была солисткой Грузинского народного хора. Талант и любовь к музыке передаются у нас в семье по наследству.

- Ваша дочь Эка Мамаладзе и внучка Наталия тоже поют. Как складывается их карьера?

— Меня радуют успехи дочери и внучки. Мы делаем одно дело, вместе выступаем. Недавно был наш закрытый концерт. Эка – известная в Грузии исполнительница. Внучка Наталия занимается классической музыкой, хочет стать оперной певицей. Она закончила консерваторию по классу вокала, теперь поступает в магистратуру и, возможно, потом поедет продолжать свое образование за границу.

- Вы любите гастроли, поездки с концертами?

— Почему надо любить гастроли? У меня здесь все хорошо, все любимые люди рядом со мной. Для меня семья важнее всего! Но я привыкла к гастролям, это часть моей жизни, возможность помочь внукам. Дай Бог, чтобы во мне не разочаровались, разочарование – страшно. Когда ты держишь высокую планку в жизни, нужно и вести себя порядочно. Прежде всего, я должна уважать себя. Мы, грузины, отличаемся от других народов. Для нас имя, честь семьи имеют огромное значение. Моя мама всегда говорила: "Твое пение никому не нужно, ты должна быть порядочным человеком!" Эти слова я запомнила на всю жизнь.

- Фонограмму используете?

— Сольные концерты под фонограмму для меня неприемлемы. Порой голос может звучать плохо, но отказаться выступать вживую позволить себе не могу. Однажды во время концерта я забыла слова песни, остановилась и сказала: "Извините, я забыла слова". Знаете, какая была реакция? Все начали аплодировать, поняв, что я пела вживую. На самом деле зрителя действительно легко обмануть. Не только для исполнителей, но и для публики использование фонограммы стало законом. С голосом артиста, благодаря технике, можно сделать практически все что угодно. При этом сами певцы творчески не растут.

Грузинское небо (Г.Цабадзе – П.Грузинский) ВИА «ОРЭРА»
21 июля 2013, 11:00

Порой, исполняя одну и ту же песню в сотый раз, кажется, что все уже выжато, ничего не осталось. И вдруг получается что-то новое и лучшее. Может быть, на другом концерте я уже не спою так. Но это творческий поиск. Живая музыка. А ты живой человек.

- Есть ли моменты в вашей карьере, которые вы вспоминаете со смехом?

— Я часто падала на сцене, зацеплялась за что-то. Однажды во время концерта в Одессе провалилась в люк, когда после аплодисментов покидала сцену. На том концерте присутствовал мой друг режиссер Георгий Данелия. "Слушай, какой хороший номер у тебя! Особенно мне понравился момент, когда ты вдруг исчезла", — похвалил меня Данелия после концерта. А я ему на это ответила: "Как я исчезла! Я провалилась в люк и поломала каблук!". Похожая история произошла однажды в Гори. Тогда я в первый раз надела модные туфли на шпильках. Пол на сцене в концертном зале оказался непригоден для подобной обуви. Каблук застрял в щелочке в полу. Закончила песню, все аплодируют… А я сдвинуться с места не могу. Как я не додумалась просто снять туфли и уйти?! Нет, я начала бороться, пытаясь освободить каблук. Вышел наш конферансье. А оркестр смеется, что уже сил нет. Горийцы сидят и ничего понять не могут: "Что, она издевается над нами?" Из этой истории чуть скандал не вылился. Когда еле-еле вытащили каблук из щели, зрители начали ругаться. Не помогло даже то, что туфли показывали толпе и объясняли, что случилось.

- То есть слава певицы не защищает от негодования зрителей?

— Конечно, нет. Она даже не спасает от аферистов. Однажды ко мне домой пришли двое молодых людей. Вид у них был немного подозрительный: короткая стрижка, черные робы, похожие на арестантскую одежду. Они стали рассказывать какую-то запутанную историю про то, что они из зоны, их выпустили на неделю на похороны тети, и им срочно нужны деньги в долг, чтобы успеть вернуться вовремя. Если они завтра же не улетят, будут большие неприятности – их объявят в розыск. Моя мама не выдержала и пожалела этих молодых людей. "Если мужчины приходят и просят деньги у женщин, это значит, что им действительно очень нужны деньги, раз они дошли до такого унижения", — сказала она. У мамы всегда были отложены деньги на черный день, она отдала их. Через пару дней я позвонила Вахтангу Кикабидзе. Стала рассказывать про двух мужчин, которых отпустили из колонии, у одного из них умерла тетя… Буба перебил: "И попросили денег на дорогу?" — "Да, — ответила я. – А ты откуда знаешь?" — "У меня они тоже были…" Сначала нависла глубокая тишина, а потом мы оба начали громко смеяться. Оказывается, мошенники обвели вокруг пальца еще шестерых артистов.

Калитка (старинный романс) Инструментальный ансамбль (1969)
21 июля 2013, 11:00

- Говорят, что детство остается с человеком на всю жизнь. Какие у вас самые яркие воспоминания детства?

— У меня было потрясающее детство. Даже сейчас, через столько лет, я помню свои ощущения. Детство, правда, остается с человеком на всю жизнь.
Я родилась в одном из самых необычных районов Тбилиси – в Сололаки, на горе Мтацминда. Легендарные тбилисские дворики, в которых жили представители разных национальностей, выходящие в общий двор балконы, переклички домохозяек, белье за окнами, беготня детей… Когда я смотрела из окна во двор, то видела живой кусочек многонационального Тбилиси, неповторимый и одновременно такой похожий на остальные дворики города. Рядом с нашей семьей, на втором этаже, жил армянин, внизу — украинка, напротив – русские, неподалеку — курды. На Новый год мама обязательно покупала большую елку и приглашала всех на праздник. Я помню потрясающую атмосферу, царившую в доме, и то теплое отношение друг к другу, которое связывало совершенно разных людей.

- У вас была большая семья?

— Мои бабушка и дедушка с материнской стороны были дворянами, из княжеских родов Микеладзе и Лордкипанидзе. Богатые, блестяще образованные, они имели свой салон, куда приходили достойнейшие люди того времени. По воскресеньям, когда на улице стояла хорошая погода, во дворе дети устраивали спектакли. Главным зрителем был мой дедушка. Очень образованный человек, он закончил юридический факультет в Петербурге. Его мнение в семье считалось особенно ценным. Моя мама хотела, чтобы я воспитывалась рядом с дедом, больше общалась с ним и вращалась в его кругу. У него было 13 внуков. Во время спектаклей ворота на улицу открывали, и люди, просто живущие рядом, становились одной большой семьей.

Снова дождь (В.Азарашвили – М.Поцхишвили) исполнитель Медея Гонглиашвили (фортепиано) (на грузинском языке)
21 июля 2013, 11:00

-

А помните момент, когда вы поняли, что хотите быть певицей?

— Нет, такого момента я не помню. Даже выступая с ансамблем "Орера" и давая сольные концерты, я не считала себя певицей. Улетала на гастроли, пела и думала, что это последний раз. Но человек сразу влюбляется в сцену, и без нее очень трудно жить. Я в 6 лет пела романсы, которые пою и сейчас. Я пела все время. Это было для меня так естественно! Поэтому более важным считала получить музыкальное образование. Я окончила Тбилисскую государственную консерваторию им. Сараджишвили по классу фортепиано.

- Но что стало поворотным моментом в вашей карьере?

— Поворотным моментом в моей жизни как певицы стало приглашение в популярный в то время джаз-оркестр при Государственном политехническом институте. Тогда состоялся важный семейный совет. Родители думали: разрешить ли девочке выйти на сцену и петь? Традиции в семье были очень строгие, и решение принимали все: дедушка, тетки, педагог музыки. Все-таки разрешили. В 1957 году я стала лауреатом 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, исполнив песню "Потушила я свечу". Но тогда меня, молодую девушку, первый раз приехавшую в столицу, больше восторгало, что вживую увижу иностранцев!

- После этого началась ваша гастрольная жизнь…

Биография Нани Брегвадзе21 июля грузинской певице Нани Брегвадзе исполняется 75 лет.
— Да, в 1964 году вместе с Тбилисским государственным оркестром "Рэро" мы впервые выступили во всемирно известном зале "Олимпия" в Париже. Там я познакомилась с выдающимися исполнителями и актерами, общалась с грузинами, находящимися в эмиграции. Но я постоянно тряслась от страха, опасаясь, что кто-то увидит, как я общаюсь с "предателями", покинувшими СССР. Вернувшись в Грузию, начала работать в вокально-инструментальном ансамбле "Орэра", с которым объездила более 80 стран.

Я столько ездила, столько выступала и все равно не считала себя певицей. Это было для меня развлечением. Во время гастролей я объездила весь мир. Кто еще мог себе такое позволить в то время? А когда мне дали звание Заслуженной артистки Грузии, была удивлена и думала: "Значит, я действительно певица, если мне дали такое звание".

- Российско-грузинские отношения стали, наконец, налаживаться. Как вы оцениваете перспективы восстановления добрососедства наших стран?

— Есть понимание, что нельзя так продолжать. Это невозможно. Люди должны общаться. Люди вообще ни при чем. Я же выступаю, вижу их отношение. Мы друг друга любим. Это политики портят все. Дай Бог, чтобы пришли те люди, которые найдут общий язык. А мы и так дружим.

- Вы певица, которую знают и любят не только в России и Грузии. Что для вас самое главное в творчестве?- Я уважаю зрителей, их труд, потому что они пришли на концерт, принесли цветы. Их глаза мне все говорят. Бывает так, что не на всех романсах или песнях аплодируют, но глаза и их выражение о многом говорят. Для меня вот это очень важно. Не было концерта, чтобы зал не встал. Такого я не помню. Для меня публика имеет колоссальное значение.

Посмотрите фотоленту: Нани Брегвадзе — певица, возродившая романс >>

Аудио:

1. Дорогой длинною (Б.Фомин – неизвестный автор) Инструментальный ансамбль (1969)

2. Грузинское небо (Г.Цабадзе – П.Грузинский) ВИА "ОРЭРА"

3. Снова дождь (В.Азарашвили – М.Поцхишвили) исполнитель Медея Гонглиашвили (фортепиано) (на грузинском языке)

4. Калитка (старинный романс) Инструментальный ансамбль (1969)

Аудио предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"