Культура

Михайловский театр показал в Финляндии "Бал-маскарад" Верди

Читать ria.ru в
"Бал-маскарад" в режиссуре Андрейса Жагарса по сравнению с представленным здесь накануне "Евгением Онегиным" стал для фестивальной публики образцом традиционного оперного театра.

САВОНЛИННА (Финляндия), 1 авг — РИА Новости, Елена Чишковская. Петербургский Михайловский театр в среду показал на финском Савонлиннском оперном фестивале свою постановку оперы Джузеппе Верди "Бал-маскарад" в режиссуре Андрейса Жагарса, которая по сравнению с представленным здесь накануне "Евгением Онегиным" стала для фестивальной публики образцом традиционного оперного театра.

Верди как он есть

Михайловский театр показал в Финляндии "курортную" версию "Онегина"Театр представил оперу "Евгений Онегин" на финском Савонлиннском оперном фестивале. Специально для фестиваля режиссер-постановщик Андрий Жолдак создал новую версию своего резонансного спектакля.
Для своих первых гастролей в Савонлинне Михайловский театр выбрал две принципиально разные постановки. В "Евгении Онегине" Андрия Жолдака, показанном накануне, царствовала режиссерская концепция и особая эстетика многоплановости действия, заставлявшая публику напряженно вдумываться и осмысливать каждую подробность. "Бал-маскарад" Андрейса Жагарса явил собой противоположный полюс оперной режиссуры: при минимуме декораций (в средневековой крепости Олавинлинна, где проходят фестивальные вечера, ими служили каменные своды и крепостные лестницы, украшенные факелами) и сценических трюков, здесь главенствовала музыка Верди в своей первозданной красе — от искусства певцов и оркестра зрителей практически ничто не отвлекало.

В музыкальном отношении спектакль полностью состоялся, благодаря участникам любовного треугольника — Густаво (Федор Атаскевич), Амелии (Елена Панкратова) и Ренато (Дмитрий Даров). Из них безоговорочную любовь публики с первых же нот завоевал Федор Атаскевич — обладатель свежего и сочного голоса, внешне чем-то напоминающий Марсело Альвареса, тенора, бесподобно исполняющего эту же роль в постановке Metropolitan Opera. Великолепные певцы, чуткий оркестр и средневековые стены в качестве обрамления для любовной драмы, в которой гадалка Ульрика предсказала королю Швеции смерть от руки друга-ревнивца, стали главными составляющими успеха Михайловского театра в этот вечер.

По сравнению с предыдущим днем и публика была более расслабленной и умиротворенной — удачно исполненные арии награждались щедрыми аплодисментами, а по окончании спектакля зал устроил артистам и постановочной команде громоподобную овацию.

Традиции и новации

 

Делясь впечатлениями от двух первых показов Михайловского театра на Савонлиннском фестивале, директор форума Ян Страндхолм, занимающий эту должность с августа прошлого года, заявил, что полностью удовлетворен тем, как реализовывается этот масштабный гастрольный проект. По его словам то, что труппа привезла столь разные, непохожие друг на друга работы, позволила ей в полной мере продемонстрировать свою универсальность и высочайший профессиональный уровень.

"Что касается "Евгения Онегина" — это уникальное представление, такого у нас еще не видели, — сказал РИА Новости Страндхолм. — Спектакль отличается от всего, что сегодня существует на оперных сценах, и мы гордимся, что показали его нашим зрителям. Но самое главное, что постановщики заставили аудиторию размышлять. Мнения людей кардинально разделились — кто-то с восторгом принял постановку, кто-то был обижен и даже оскорблен ее радикальностью, но она никого не оставила равнодушны м. И это замечательно, потому что если опера не вызывает желания спорить и размышлять, то это значит, что мы не справились с поставленной задачей".

По словам Страндхолма, последовавший за "Онегиным" "Бал-маскарад" Верди вернул слушателей в русло традиционного театра — театра не эпатажного, но от того не менее востребованного и любимого, позволившего слушателям в полной мере насладиться шедевром Верди в идеальном исполнении замечательных солистов и оркестра.

Таким образом, двумя своими постановками Михайловский театр полностью вписался в формат фестиваля, в котором ультрасовременные продукции соседствуют с классическими решениями, и благодаря которому публика ежегодно приезжает на Савонлиннский летний оперный фестиваль, справедливо считающийся одним из самых авторитетных в Европе.