0
656
Газета Вооружения Интернет-версия

16.11.2007 00:00:00

«Никого не собираемся теснить, только будем откусывать»

Тэги: ближний восток, экспорт


В выставочном комплексе «Аэропорт-Экспо» эмирата Дубай (Объединенные Арабские Эмираты) открылся юбилейный, десятый, аэрокосмический салон Dubai Air Show-2007. Это одна из крупнейших международных выставок вооружений и военной техники ВВС, средств ПВО, космической техники, машин гражданской авиации. Она проводится раз в два года, начиная с 1989-го. Dubai Air Show-2007 работал с 11 по 15 ноября и занимал площадь в 425 тыс. кв. м. На ней демонстрировали свою продукцию 850 компаний из 50 стран мира.

Нашу страну представляла объединенная экспозиция из двух десятков оборонных фирм под эгидой ФГУП «Рособоронэкспорт». И, конечно, внимание к ним было вызвано не только образцами вооружений, но и разговорами о новых контрактах отечественных экспортеров ВВТ с государствами Большого Ближнего Востока, беседами о перспективах военно-технического сотрудничества, которые ведут российские участники с различными делегациями.

В первый же день работы салона его облетела новость, что «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку в Объединенные Эмираты 150 ударных и транспортных вертолетов Ми-35 и Ми-17 на рекордную сумму в 2,2 млрд. долларов. И это был не просто слух, а информация, напечатанная на первой полосе выставочного ежедневного обозрения AirShow Deily News. Руководителю российской делегации – заместителю главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами Михаилу Петухову пришлось заявить многочисленным журналистам следующее: «Если бы такой контракт был подписан, вы бы об этом знали, мы – тоже». Но ни о каких новых контрактах рассказывать так и не стал. Почему?

Представители «Рособоронэкспорта» на условиях анонимности говорят о том, что Ближний Восток – вотчина американских военно-промышленных компаний. США даже предоставляют отдельным государствам Северной Африки и Восточного Средиземноморья, а также Персидского залива (который в ОАЭ называют Арабским) многомиллиардные ссуды для закупки именно американской техники и вооружений. Прорваться сюда, «потеснить» Boeing, Lokhead Martin, General Elektrik и других подобных гигантов, которые, кстати, занимают львиную долю выставочных площадей в Дубае, практически невозможно. Но, как говорят отечественные оружейники, «мы никого не собираемся теснить, а только будем откусывать от этого рынка по кусочку то, что должно принадлежать нам». И такая перспектива есть. Но новые контракты готовятся в тишине кабинетов, о них не принято говорить заранее, чтобы не вмешались всесильные конкуренты.

Например, очень большой популярностью на Ближнем Востоке пользуются российские средства противовоздушной и противоракетной обороны. Они стоят на вооружении Египта, Сирии, Ливии, других стран. И специально для этого региона был разработан буксируемый зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2Т». О его «собрате» – колесном ЗРК «Тор-М2Э», который демонстрировался на МАКС-2007 и способен работать не только по самолетам, но и по крылатым ракетам, мы уже рассказывали. А здесь новая машина, где пусковая, радиолокационный комплекс и система управления ЗРК разнесены по разным корпусам, что резко повышает живучесть как самой системы, так и ее боевого экипажа. Новинкой уже заинтересовалась одна арабская страна, но ее название держится в тайне – «чтобы не спугнуть удачу». Однако, как утверждают знающие люди, перспектива заключения контракта в ближайшее время имеется. Практически стопроцентная.

Есть перспектива прорваться на ближневосточный рынок и многофункциональным истребителям МиГ-29. Здесь их хватает. И в Сирии, в Иране, и в других странах. Но это относительно давние поставки. А сегодня Россия предлагает региону новый авиационный комплекс МиГ-29М ОВТ. Последние три буквы означают «отклоняемый вектор тяги». Сопла двигателя самолета могут отклоняться на все 360 градусов, что делает его сверхманевренным. И ежедневно летчик-испытатель Михаил Беляев под аплодисменты тысяч простых зрителей и авиационных специалистов выделывал на этой машине такие чудеса воздушной акробатики, которые не под силу больше никому. Интересная деталь: организаторы салона специально попросили «Рособоронэкспорт» привезти в Дубай этот истребитель (он, кстати, здесь единственный отечественный натурный образец) и ставили его выступление в конце ежедневной летной программы, чтобы удержать посетителей. И они не уходили с аэродрома, несмотря на палящий зной – даже в середине ноября температура тут доходит до 30–35 градусов в тени. Так что МиГ с поставленной задачей блестяще справлялся.

В заключение надо отметить, что МиГ-29М ОВТ – прототип истребителя МиГ-35, который участвует в тендере на поставку 126 боевых машин индийским ВВС. Вот почему их летчики постоянно кружили вокруг нашего самолета, беседовали с российскими специалистами, вели всесторонний мониторинг┘ Авиасалоны, тем более такие, как дубайский, как раз служат и этой цели – разведке того, куда и на чем летит авиационный мир.

Дубай

Подробный рассказ о Dubai Air Show-2007 читайте в ближайших номерах «НВО».


Читайте также


Другие новости

Загрузка...