0
2815
Газета Кино Интернет-версия

13.09.2020 15:09:00

«Кинотавр» вызвал «Доктора Лизу», но всеми овладела «Хандра»

Конкурс открылся фильмами, основанными на реальных событиях

Тэги: кинофестиваль, кинотавр, доктор лиза, хандра


На 31-м «Кинотавре» начались конкурсные показы – в первый день состоялись премьеры «Доктора Лизы» Оксаны Карас и «Хандры» Алексея Камынина. Оба фильма – о реальных людях, в первом случае не нуждающихся в представлении, во втором – широко известных лишь в узких кругах. В главных ролях и там, и там можно увидеть немало звезд. Елизавету Глинку сыграла Чулпан Хаматова, вместе с которой на экране появляются Константин Хабенский, Андрей Бурковский, Евгений Писарев, Алексей Агранович и Татьяна Догилева. В «Хандре» играют Данила Якушев, Михаил Тройник, Кирилл Ковбас, Аня Чиповская и Иван Янковский. Юлия Ауг и Тимофей Трибунцев – в обеих картинах. Но, как из раза в раз показывает практика, актёрский состав, даже самый внушительный, не способен целиком и полностью определить качество фильма, и камерные истории на экране зачастую выигрывают в своей искренности у работ с куда более масштабным посылом.

Как, например, «Хандра», герои которой диджей Виталик (Якушев), барабанщик Деня и режиссер Леша – трое приятелей, снимающих одну большую московскую квартиру, - списаны с реальных Виталия, Дениса и Алексея (режиссера Камынина), и по сей день продолжающих делить жилплощадь. По сюжету, в день, когда нужно отдавать деньги хозяйке апартаментов (Ауг), все трое по отдельности и вместе переживают не экстремальные, а скорее экзистенциальные приключения. К Дене приезжает девушка (Екатерина Агеева), заявляющая, что беременна от него, Леша пытается продать свой сценарий продюсеру (Валерий Гаркалин), Виталик, утром потерявший сумку со всей арендной платой, пускается на поиски легкого и быстрого заработка. Есть и четвертый, немой и существующий всю дорогу в своей параллельной сюжетной линии – он весь фильм ищет закладку с наркотиками у стен монастыря.

Выходит вроде бы комедия с психоделическими вставками про «не Тарковского» в исполнении Ивана Янковского, с модно всплывающим на экране смс, со съемками артхаусной рекламы и этюдами-скетчами с участием звезд первой величины. Но юмор этот тихий, личный, не универсальный, поколенческий – причем относящийся к этакому действительно хандрящему и во многом неприкаянному поколению нынешних тридцатилетних, уже и не и из 90-х, но еще и не из ТикТока. Казалось бы, кому может быть интересно, что происходит в жизни троих ничем особо не примечательных и не известных персонажей, но на это авторы и делают ставку – снимать про себя, про то, что знаешь и пережил, позиция всегда выигрышная, особенно для молодых и начинающих кинематографистов. Пусть местами получается неровно, невнятно, где-то слишком философски, а где-то – в лоб и остросоциально, свою аудиторию «Хандра» точно обретет, по крайней мере на интуитивном, чувственном уровне, на котором и нужно, пожалуй, воспринимать это кино.

«Доктор Лиза» - совсем другая история, схожая с «Хандрой» лишь тем, что также рассказывает про реальных людей, выхватывая один день из их жизни. Елизавета Глинка руководит фондом «Справедливая помощь», ее знает весь город, для одних она спасительница, помогающая тем, на кого государство давно закрыло глаза, для этого же государства - «королева бомжей», зачем-то спасающая тех, кому уже не помочь. Будь-то бредящей грамотой за победу над мировым злом сварщик, потерявший память старик, обитающая на вокзале колоритная алкоголичка (выдающееся выступление Татьяны Догилевой) или маленький умирающий ребенок, для которого в аптеке не нашлось морфина.

У доктора Лизы дом – полная чаша, с любящим мужем и тремя прекрасными сыновьями, но ужину в кругу близких она предпочтет вторжение незваной гостьей на благотворительный аукцион, потому что только тут можно «отловить» благосклонного чиновника с бумажкой на выдачу обезболивающего. С корабля на бал, с вокзала на светское мероприятие, переодеваясь в машине, за рулем которой – следователь, готовый предъявить ей обвинение в сбыте наркотических веществ.

Фильм Карас не нуждается в каких-либо дополнительных пояснениях, заглавие «Доктор Лиза» говорит само за себя. К сожалению, масштаб заглавной личности – едва ли не единственное достоинство картины, получившейся во многом плоской и упрощенной в своих попытках «выжать слезу». Главная героиня при этом остается этаким рыцарем без страха и упрека, не совсем живым человеком. Лишь иногда, благодаря работе Хаматовой, она едва заметно, мимикой, выдает что-то большее – это делает экранную героиню глубже, чем диктуют предлагаемые сценарием обстоятельства.

Но вес истории, а вместе и с ней и фильму, придает не только личность доктора Лизы. Каким бы легковесным в сравнении с реальной историей не был бы сценарий и получившаяся лента, местами напоминающая сериалы и фильмы на некоторых федеральных каналах – то про женщин трудной судьбы, то про ментов, затронутые в ней темы имеют первостепенное значение. Переоценить труд команды Елизаветы Глинки, пытающейся всеми способами обеспечить достойную жизнь тем, кому в этом праве отказали, невозможно. И говорить об этом нужно всеми доступными способами – даже так, просто, понятно, топорно. Увидеть своими глазами, пусть даже это художественная интерпретация, какого это – умирающий от рака ребенок без обезболивающего, важно. И важно показать это на широком экране, посмотреть массово, публике, зачастую не интересующейся тем, какой беспредел творится в стране, не вникающей в подробности, пока беда не придет в дом. В кино пойдут ради имен, а выйдут, есть надежда, с пониманием и осознанием несправедливости. В этом плане «что» превалирует над «как», заложенный смысл поглощает несовершенную форму.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...