0
10482
Газета Кино Печатная версия

05.07.2021 16:58:00

Международный "Оскар" и народная любовь Владимира Меньшова

Не стало автора фильма "Москва слезам не верит"

Тэги: кинорежиссер, владимир меньшов, некролог


Почти каждый фильм Меньшова становился хитом проката.

Режиссер, сценарист и актер умер на 82-м году жизни – в конце прошлого месяца стало известно, что он заболел коронавирусом. В его фильмографии более сотни ролей и около 10 фильмов, над которыми он работал в качестве постановщика и автора, – почти каждый стал хитом национального проката, а одному, картине «Москва слезам не верит», и вовсе удалось совершить практически невозможное – завоевать «Оскар».

Родившийся в Баку и выросший в Астраханской области Меньшов, перебравшись в Москву, поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ, а окончив его, продолжил обучение в аспирантуре ВГИКа, на этот раз на режиссерской кафедре. Свою первую роль – и сразу главную – он сыграл в короткометражке «Счастливый Кукушкин» 1970 года, к которой сам же и написал сценарий по мотивам рассказа Валентина Катаева. А в режиссуре впервые попробовал себя в 1976 году с фильмом «Розыгрыш». Несмотря на то что Меньшов активно снимался – ленты с его участием выходили каждый год, – настоящая слава, причем сразу же международная, пришла к нему только в 1979 году. Мелодрама «Москва слезам не верит», повествующая о нескольких отрезках жизней трех подруг, разных историях «покорения» столицы и поисках заветного женского счастья, завоевала премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. О фильме, точнее о его смыслах и посылах, спорили и в момент его выхода, и продолжают сегодня. Тогда упрекали в излишней гламурности (но именно мелодраматичность и хеппи-энд, пожалуй, и принесли «Оскар»), сегодня же лента в целом – а в частности история Катерины и Гоши – никак не согласуется с фем-повесткой. Упрек, несомненно, справедливый, что, впрочем, не лишает картину художественной ценности и статуса значимой вехи в истории отечественного кинематографа.

Последовавшая за этим работа Владимира Меньшова «Любовь и голуби» (1984) завоевала не меньшую – и не утихающую и по сей день – народную любовь. Фильм буквально растащили на цитаты, Сергея Юрского и Наталью Тенякову, сыгравших дядю Митю и бабу Шуру, можно по праву считать одним из лучших комедийных дуэтов советского кинематографа, а Раису Захаровну в исполнении Людмилы Гурченко – главной русской «фам фаталь». Этой работой Меньшов закрепил за собой звание мастера мелодрамы, жанра на первый взгляд простого и непритязательного, но в российском кино не столь уж популярного – в том числе из-за отсутствия авторов, способных, как Меньшов, обогатить простую, трогательную основную любовную историю разными по тональности и даже по жанру линиями и деталями, а также запоминающимися персонажами.

Такой же хитовый статус и у авантюрной фарсовой комедии «Ширли-мырли», снятой Владимиром Меньшовым в 1995 году, – сам же он написал к фильму сценарий и сыграл в нем одну из эпизодических ролей. К слову, сниматься актер, уже обретя славу режиссера, не перестал, в кино и на телевидении его можно было увидеть в самых разных образах вплоть до этого года. Самыми запоминающимися его партиями уже в новейшее время стали роли в «Ночном дозоре» и «Дневном дозоре», сериале «Ликвидация», комедии «Каникулы строгого режима» и экранизации романа Виктора Пелевина «Generation П». Появился Меньшов и в одной из частей новогодних «Елок», и в кассовом хите «Легенда № 17». Последним фильмом с участием Владимира Меньшова должен стать «Иван» – его съемки были прерваны пандемией, выход задержался, но все же намечен на 2021 год. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также