0
774
Газета СНГ Печатная версия

20.06.2001 00:00:00

Казахстан не хочет быть банановой республикой

Тэги: казахстан, инвестиции


ПЯТОЕ пленарное заседание Совета иностранных инвесторов при президенте Казахстана, прошедшее на минувшей неделе, безусловно, явилось началом нового этапа во взаимоотношениях руководства республики с крупными мировыми компаниями, пришедшими работать на местный рынок. Не только тематика встречи, круг вопросов, рассмотренных на ней, но и сам тон состоявшегося диалога свидетельствуют о радикальных переменах, произошедших в стране в самые последние годы и значительно изменивших ее политику, место в мире, взгляды ее руководства на перспективы дальнейшего развития.

На этот раз в заседании совета приняли участие такие его участники, как президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер (ставший теперь постоянным членом этого образования), управляющий вице-президент банка "АБН-АМРО" Рон Торенвлит, председатель и управляющий директор ЛНМ-групп Испат Лакшми Миттал, президент компании БГ Фрэнк Чапмен, вице-президент корпорации "Шеврон" Ричард Мацке, вице-президент Дойче-банка Хуберт Пандза и другие. Председательствовал на заседании президент страны Нурсултан Назарбаев, и помимо премьер-министра Касымжомарта Токаева в мероприятии принимали участие еще несколько членов казахстанского правительства.

Лейтмотивом встречи стали изменения некоторых условий контрактов с иностранными компаниями ввиду произошедших и предстоящих в ближайшем будущем изменений в налоговом законодательстве республики. Причем по мнению председательствующего, сугубо благоприятных изменений - прежде всего для иностранных инвесторов. К примеру, отчисления во внебюджетные фонды снижаются с 1 июля этого года с 32 до 21%. Отменен дорожный налог, снижены подоходный налог и ставка таможенных пошлин, ставка НДС изменена с 20 до 16%. Все это дает Казахстану основания начать переговоры, как сказал президент Назарбаев, по уточнению отдельных положений контрактов ввиду снижения налоговой нагрузки на иностранные компании. При этом выступающий призвал иностранных инвесторов активнее сотрудничать с правительством в данном процессе и не воспринимать его как ущемление своих интересов.

На пресс-конференции, устроенной сразу же после заседания, Нурсултан Назарбаев посчитал нужным уточнить сказанное накануне: "Хочу подчеркнуть, что ни о каком пересмотре подписанных контрактов речи не может быть. Мы в этих вопросах стабильны - согласно условиям контрактов, в случае улучшения условий налогообложения со стороны Казахстана, пересматриваются, соответственно, определенные положения контрактов".

Несмотря на попытку несколько смягчить неизбежную жесткость формулировки, эффект от самой постановки вопроса об "уточнении отдельных положений контрактов" получил после встречи, пожалуй, главный информационный резонанс. Излишне говорить, насколько болезненно воспринимают компании подобные намерения властей, а в Казахстане жалобы на попытки пересмотра ранее достигнутых договоренностей с инвесторами не утихают с самого начала приватизации. Особенно остро и постоянно звучит тема противоречий между центральными и местными властями, которые и так постоянно трактовали заключенные с иностранцами контракты по-разному. Теперь же, судя по всему, апеллировать к Центру инвесторам будет куда сложнее.

Помимо констатации успеха политики привлечения иностранных инвестиций (за последние пять лет объем реализации продукции 19 крупнейших предприятий с участием иностранного капитала вырос в 4,5 раза, а уплаченных ими налогов - в 10,5 раза), главой государства было особо отмечено, что и сами инвесторы имели неплохие прибыли, работая в Казахстане. При этом иностранцы, по мнению президента, далеко не всегда выполняли те условия, которым обязались следовать при своем появлении в республике.

К примеру, по-прежнему постоянны нарушения законодательства республики в области оплаты труда, где интересы казахстанских граждан повсеместно попираются в пользу иностранцев. Компании годами необоснованно ввозят рабочих и специалистов из-за рубежа, тогда как их вполне можно набирать и на месте. Как и ранее, игнорируются требования Астаны о прозрачности сделок и финансовых потоков. Если в 1995 г. объем экспорта компаний с участием иностранного капитала в офшорные зоны составлял около 100 млн. долл., то в 2000 г. он достиг уже 2,2 млрд. Такое положение Назарбаев назвал недопустимым.

Этот довольно жесткий перечень пожеланий и претензий казахстанский лидер закончил тем, что отметил вхождение своей страны в качественно новый этап своего развития, характеризующийся высокими темпами роста экономики. А это, в свою очередь, обусловливает укрепление позиций государства и отечественного бизнеса, которые теперь ищут место приложения появившихся капиталов и наверняка в недалеком будущем составят конкуренцию иностранцам. Иными словами, от просьб и пожеланий государство вполне готово перейти к более конкретному разговору.

Надо заметить, что в такой тональности диалог с иностранными инвесторами состоялся здесь впервые, что произвело на них достаточно сильное впечатление. В кулуарах встречи можно было услышать высказывания некоторых руководителей компаний о том, что экономическая ситуация в Казахстане еще не настолько устойчива, чтобы столь резко менять правила игры с инвесторами. Для них же важны долгосрочные перспективы, иначе теряет смысл их работа в Казахстане. Что же касается собственно казахстанского крупного бизнеса, то, по мнению иностранных бизнесменов, он еще никак не доказал своей зрелости ни в области международного менеджмента, ни в сфере успешного руководства самих казахстанских предприятий.

Стороны разъехались, как и следовало ожидать, со своим видением ситуации, однако теперь она наверняка изменится, и уже этот год покажет, оправданна ли уверенность Астаны в своих силах.

Алма-Ата


Читайте также