0
2759
Газета СНГ Печатная версия

19.05.2021 20:05:00

В Украине ввели госрегулирование цен на бензин

Новый министр экономики предложит другие меры стабилизации на рынке

Тэги: украин, бензин, топливо, цены, госрегулирование, кризис


На украинских заправках исчез высококачественный бензин. Фото с сайта www.radiosvoboda.org

С этой недели в Украине введено госрегулирование цен на бензин и дизтопливо. Правительство включило их в группу социально значимых товаров, верхнюю планку цен на которые государство собирается устанавливать, по крайней мере на время карантинных ограничений. Рынок ответил на эту меру бойкотом: из продажи исчезло топливо самого высокого качества. Эксперты заговорили о кризисе.

По данным отраслевой консалтинговой компании «А-95», львиную долю топлива Украина импортирует. В прошлом году из потребленного общего объема дизтоплива (7,39 млн т) 35,1% было завезено из России, 30% из Белоруссии, 8,4% из Литвы, 15,3% пришлось на собственное украинское производство. Бензин (общий объем – 2 млн т) из России не завозился, поставки осуществлялись в основном из Белоруссии и Литвы.

С начала года эксперты фиксировали рост цен на топливо. Согласно данным официальной статистики, в апреле с.г. по сравнению с декабрем 2020 года бензин А-92 подорожал на 16,4% (до 27,7 грн/л), бензин А-95 – на 15,1% (до 28,7 грн/л), дизельное топливо – на 16,8% (до 28,1 грн/л), газ сжиженный для автомобилей подорожал на 24,9% – до 15,9 грн/л. Курс гривны к доллару США в этот период составлял в среднем 27,5. Цены на топливо повышались постепенно, от месяца к месяцу, но весной подорожание стало уже ощутимым.

Экс-министр экономики Игорь Петрашко, который 18 мая был уволен с должности решением Верховной рады, на прошлой неделе сказал в комментарии агентству «Интерфакс-Украина», что правительство вынуждено было реагировать на рост цен на горючее в розничных сетях: «Правительство поддерживает здоровую и прозрачную конкуренцию на рынке топлива. Но одновременно правительство должно защитить простых потребителей, которые уже пострадали от вынужденного карантина. Предельный размер торговой надбавки сделает невозможным манипуляцию ценами, стабилизирует рынок розничной торговли горючим и введет прозрачный механизм ценообразования».

Еще в марте правительство включило бензин и дизтопливо в перечень социально значимых товаров, повышение цен на которые на 1% и больше подлежит декларированию, о нем следует сообщать не менее чем за 20 дней. А 14 мая правительство ввело ценовые ограничения на рынке. На период действия карантинных ограничений были установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива (не выше 7 грн/л) и бензина (не выше 5 грн/л). Расчет средней цены должна осуществлять компания «Нафтогаз», которую обязали ежемесячно подавать данные в Минэкономики. При расчетах принимаются во внимание цены на мировых рынках, таможенные сборы, налоги и пр. На май с.г. цена дизельного топлива с учетом предельной наценки должна составлять 27,89 грн/л, бензина – 30,22 грн/л.

Эксперты отмечают, что такие ограничения не учитывают особенностей ценообразования на топливо самого высокого качества. Сразу после обнародования решения о госрегулировании в нескольких крупнейших сетях АЗС из продажи исчез бензин так называемых премиальных марок, а также дизтопливо. Европейская бизнес-ассоциация, выступившая с критикой правительственного решения и отметившая, что оно противоречит нормам Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, указала, что украинский кабинет министров учел далеко не все параметры, влияющие на ценообразование. Отмечено, что «в рыночную цену топлива заложена не только средняя стоимость нефтепродуктов по данным Международного информационного агентства и предельные уровни торговой надбавки в 5−7 грн, но и расходы на транспортировку в Украине и за ее пределами, расходы на перевалку, хранение, сертификацию, изменчивость курса валют, контроль качества». Поэтому «ручное регулирование цен может уничтожить механизмы формирования цен, которые использовал прозрачный бизнес, и создать кризис с непрогнозируемым обеспечением нефтепродуктами потребителей, остановку работы прозрачных автозаправочных станций».

Министерство экономики еще до увольнения Игоря Петрашко обнародовало уточнение, что госрегулирование не будет касаться «премиального топлива с улучшенными показателями качества… которое предлагается на АЗС для автомобилей премиум-сегмента по более высокой цене, чем социально значимое топливо». После уточнения некоторые сети стали возобновлять продажу такого топлива. Однако эксперты считают, что проблема не решена. Они указывают, что в мире растет цена на нефть (с начала апреля она подорожала с 62 до 69 долл. за баррель), а вслед за ней – и на нефтепродукты. В таких условиях «госрегулирование цен в Украине нанесет сокрушительный удар по легальному сектору топливного рынка, придаст мощный стимул кустарному производству и более глубокому проникновению схем по уходу от налогообложения», заявила консалтинговая группа «А-95». Ее руководитель Сергей Куюн пояснил: «На торговле фальсификатом и на схемах по уходу от налогообложения теневики получают преимущество от 3 до 12 грн/л и увеличивают объемы продаж. В то же время добросовестные участники рынка вынуждены увеличивать торговые наценки. Госрегулирование лишь усугубит эту ситуацию, ударив по белому бизнесу, и толкнет рынок в тень еще сильнее». Инвестбанкир Сергей Фурса, которого цитирует издание «Новое время», отметил, что на украинском рынке действуют «подпольные заводы, которые производят бензин и дизель низкого качества. Они появились несколько лет назад… Себестоимость горючего низкая, поэтому оно занимает большую часть рынка».

Что касается импортных поставок, то ранее агентство Reuters со ссылкой на несколько источников сообщало о том, что с мая Украина может столкнуться с дефицитом дизтоплива. По словам источников издания, на белорусском Мозырском НПЗ назначено плановое техническое обслуживание с 15 мая по 15 июня, а это означает уменьшение объема поставок в Украину. Кроме того, трейдер Proton Energy Group, который поставлял в Украину дизель и сжиженный газ «Роснефти», остановил экспорт с 1 апреля. О работе новых поставщиков пока неизвестно. В данный момент ситуация остается в подвешенном состоянии. Ожидается, что новый руководитель Минэкономики, которого Верховная рада планирует назначить 20 мая, предложит свой план ее урегулирования. 

Киев


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...