0
4609
Газета СНГ Печатная версия

20.10.2021 20:13:00

Ситуация в Донбассе обостряется

В Москве считают, что с Киевом не имеет смысла говорить об урегулировании конфликта

Тэги: венецианская комиссия, критика, украина, законопроект, переходный периодконфликт, донбасс, минские соглашения


Киеву при возвращении контроля над Донбассом предстоит многое отстроить заново. Фото Reuters

Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия) подвергла критике ряд положений украинского законопроекта о переходном периоде. Ее выводы поступили в Киев, когда между Украиной и Россией нарастает новый конфликт. Если раньше в Москве говорили, что упомянутый законопроект противоречит Минским соглашениям, то сейчас вообще не видят смысла обсуждать что-либо с украинской стороной.

Новая конфликтная ситуация сложилась из-за задержания украинскими военными гражданина РФ Андрея Косяка. Спикер украинского МИДа Олег Николенко сказал журналистам: «Член вооруженного формирования Российской Федерации был задержан 13 октября у Золотого в Луганской области. Под видом работ по гуманитарному разминированию он осуществлял фото- и видеофиксацию позиций, от которых отошли Вооруженные силы Украины в пределах участка разведения сил и средств». Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова расценила действия украинской стороны как вероломные и провокационные: «Они подрывают процесс мирного урегулирования конфликта в Донбассе и идут вразрез с обязательствами Украины по двусторонней Консульской конвенции с Россией». Захарова сказала, что российская сторона обратится в ОБСЕ, ожидая от организации «принципиальной оценки произошедшего инцидента».

Киев тоже апеллирует к ОБСЕ, акцентируя внимание на том, что Москва, признавая российское гражданство Косяка, тем самым признает свое участие в конфликте. Украинская делегация на Минских переговорах обнародовала заявление по этому поводу: «МИД РФ официально признал участие российских граждан в вооруженном конфликте на востоке Украины». Конфликт из-за задержания российского гражданина еще только набирает обороты, но может привести к самым разным последствиям.

Во вторник информагентства процитировали слова главы МИД РФ Сергея Лаврова, который прокомментировал озвученные на днях в интервью идеи президента Украины Владимира Зеленского об украинско-российских переговорах. Лавров, по сообщению ТАСС, сказал: «Этот поток сознания даже не буду комментировать… Они фантазируют повсеместно и ежедневно». В среду глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заочно ответил коллеге: «Я напомню, что Владимир Путин в последнем разговоре с президентом Франции и канцлером Германии пообещал им встречу министров (иностранных дел. – «НГ») в Нормандском формате. Французский министр готов. Немецкий министр готов. Я тоже готов… А Сергей Лавров, к сожалению, показывает, что он настроен не на конструктивный разговор министров…» Кулеба считает, что заявления российского министра «подрывают процесс мирного урегулирования».

В Москве еще летом обвинили Киев в попытках перечеркнуть Минский процесс. Поводом стала регистрация в Верховной раде законопроекта «Об основах государственной политики переходного периода». Суть его в том, чтобы очертить рамки «безопасной реинтеграции Крыма и Донбасса». Еще год тому назад украинские чиновники заявили о намерении разработать и обнародовать план своих действий на тот период, когда территории, признанные в Украине «временно оккупированными», будут возвращены под контроль Киева. Речь шла о том, чтобы объяснить жителям Крыма и неподконтрольных районов Донбасса, как будет происходить «безопасная реинтеграция».

К началу лета с.г. Совет нацбезопасности и обороны Украины утвердил решение «О некоторых вопросах активизации процесса мирного урегулирования ситуации в Донецкой и Луганской областях», в начале июня президент Зеленский ввел это решение в действие своим указом. В начале августа украинское правительство одобрило подготовленный в рамках президентского указа законопроект «Об основах государственной политики переходного периода», в конце того же месяца он был зарегистрирован в Верховной раде. Документ построен на общем подходе, который уже закреплен в украинском законодательстве: Россия признается «государством-агрессором» и «государством-оккупантом». Соответственно в Киеве возлагают на российскую сторону ответственность за происходящее в Крыму и в Донбассе с 2014 года. В законопроекте сказано, что датой «начала оккупации» является 20 февраля 2014 года (начало крымских акций, завершившихся проведением референдума в марте того же года). О возвращении территорий под контроль Киева предполагается принимать решения по каждому отдельному району и населенному пункту. Согласно законопроекту, такие решения будут подписаны президентом Украины.

Вообще законопроект предусматривает две фазы переходного периода – «конфликтную» и «постконфликтную». Вторая наступает после полного прекращения огня, отвода войск и военной техники, возвращения Украине контроля над границей с РФ в Донбассе, разоружения всех формирований, которые Киев признает незаконными, восстановления полного контроля Украины над довоенной территорией. Что будет происходить после этого – изложено в законопроекте. Например, сказано, что амнистия будет не тотальной. Те, кто состоял в «оккупационных силах или администрациях, подчиненных РФ», не может быть освобожден от уголовной ответственности. Степень вины и меру наказания должен будет в каждом отдельном случае определить украинский суд – после возобновления работы украинской судебной системы на «освобожденных» территориях. От ответственности могут быть освобождены только лица, не совершившие тяжких преступлений. Кстати, в этом законопроекте украинская сторона отказалась от применения понятия «коллаборант», наказание за сотрудничество с властью, которая в Киеве признается «оккупационным режимом», не предусмотрено.

Правительство предлагает запретить «установление связей и взаимодействие органов государственной власти Украины, должностных лиц с оккупационными силами и администрациями РФ», а также с российской властью всех уровней. Исключение сделано только для санкционированных Киевом переговоров. С российской стороной, согласно документу, переговоры могут вестись только по вопросам, «связанным с преодолением последствий вооруженной агрессии РФ против Украины». Киев не собирается признавать ни российские паспорта, выданные жителям Крыма и Донбасса (ответственность за их получение не предусмотрена), ни документы, связанные с имуществом, которые были с 2014 года выданы на неподконтрольных Киеву территориях. Ряд документов, включая аттестаты и дипломы, нужно будет подтвердить согласно украинскому законодательству.

Отдельный вопрос – проведение выборов местных органов власти в Донбассе. Вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции, замглавы украинской делегации на Минских переговорах Алексей Резников сказал в интервью «Зеркалу недели», что когда именно могут состояться такие выборы, в Киеве не могут точно сказать: «На этот вопрос сегодня нет однозначного ответа. Потому что действительно самое главное – каковы будут условия». Он подчеркнул, что украинский законопроект предполагает безопасную интеграцию (с ударением на первом слове): «Безопасная – для территориальной целостности, суверенитета и внутриполитического спокойствия в стране. Все, что будет нести риски для страны, реализовываться не будет».

Сергей Лавров еще в августе заявил, что украинские идеи не приближают, а отдаляют урегулирование. «Законы об образовании, языке, коренных народах… новые законы, которые сейчас обсуждаются под рубрикой «государственная политика переходного периода», – просто выкорчевывают все, что от них требуют сделать Минские договоренности… Законы, которые уже приняты, не позволяют выполнить то, что обязалась выполнить Украина в отношении особого статуса Донбасса, включая языковые и культурные права, в отношении амнистии и организации свободных выборов в Донбассе под присмотром ОБСЕ». Закон о переходном периоде, как считает российская сторона, только ухудшит ситуацию. Впрочем, сейчас в переговорах и так наметилась новая тупиковая ситуация.

Как раз в этот момент Венецианская комиссия дала Киеву свое заключение относительно законопроекта о переходном периоде. В целом отмечается, что некоторые положения документа «являются скорее политическим руководством, чем нормативным правовым актом. Дело в том, что имплементирующее законодательство еще не существует, что затрудняет оценку законопроекта». Речь идет о том, что Киев не представил отдельные законы – например, о выборах в Донбассе, об амнистии и т.д. А рамочный законопроект, как сказано в заключении, был подготовлен Киевом в одностороннем порядке: «…некоторые категории лиц, непосредственно связанные с законопроектом, в основном проживающие в восточных областях Украины и в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, могли иметь довольно ограниченную возможность участвовать в этих консультациях. Крайне важно вовлекать эти категории в последующие обсуждения, касающиеся как реализации законопроекта, так и принятия любых других юридических актов, дополняющих данный законопроект».

В целом Верховной раде порекомендовали, прежде чем рассматривать документ, внести в проект некоторые поправки: привести в соответствие с международным правом положения об ответственности за уголовные преступления, совершенные в связи с оккупацией; пересмотреть дифференцированное отношение к различным категориям преступников; сузить и уточнить положение о люстрации; более четко сформулировать положения конвалидации документов, выданных на временно оккупированных территориях. Но все это будет иметь смысл только в том случае, если на востоке Украины прекратятся обстрелы. Сейчас, судя по политическим заявлениям, стороны далеки от этого. 

Киев


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также