3
5601

18.12.2013 00:01:00

Сотрудничеству России и Украины в оборонной сфере мешает политическая неопределенность Киева

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – ответственный редактор «НВО».

Тэги: экономика, украина, ес


Фото Reuters

Очень люблю украинские анекдоты. Вот один из них, который я слышал от, к сожалению, покойного сейчас летчика-космонавта Павла Поповича. Рассказывать его нужно на мове. Но боюсь наделать ошибок в украинском написании, потому, извините, по-русски.
Встречаются два хохла. И один другого спрашивает:
– Мыкола, скажи, будь ласка, кто такие москали?
– Ты шо, того не знаешь?
– Ни, не знаю.
– Тоди слухай.
– Москали это россияне, которые живут в России и помогают нам строить независимую и свободную Украину. Понял?
– Понял. А кто тогда кацапы?
– Кацапы – тоже россияне, которые живут на Украине и помогают нам строить независимую и свободную Украину.
– Тогда кто такие жиды?
– Ты и этого не знаешь?
– Нет.
– Жиды – это евреи, которые живут в Израиле и помогают нам строить независимую и свободную Украину. Понял?
– Понял. А кто такие хохлы?
– Хохлы – это украинцы, которые живут на Украине и мешают, мешают, мешают москалям, кацапам и жидам строить нашу независимую и свободную Украину.
Над этим анекдотом можно смеяться, а можно плакать. Особенно тогда, когда я, как и многие из нас, вижу, что творится на майдане. Когда главное, что, как я слышу из уст выступающих там, – это не требование безусловной ассоциации с Европой, а категорический ультиматум действующей власти не подписывать никаких соглашений с Россией, обвиняемой чуть ли не в колонизаторских замашках. И это при том что эти соглашения могут принести реальные, а не виртуальные выгоды экономике Украины, помогут снизить нагрузку на социальные сферы… А полный разрыв кооперационных промышленных связей с восточным соседом в авиа- и вертолетостроении, в ракетной отрасли, освоении космоса, в судостроении и других передовых технологических областях, которые, если честно, и так далеко не блестящи, приведет только к большой беде. И не России, не москалям, а Украине и ее населению. Про военные связи уже и не говорю. Потому что рассказывать об этом грустно.
Мне, как военному обозревателю, не раз доводилось присутствовать на переговорах министров обороны двух стран. И тогда, когда военное ведомство в Киеве возглавлял генерал Александр Кузьмук, потом адмирал Михаил Ежель, и тогда, когда этот пост занимал Дмитрий Саламатин, и теперь – при нынешнем министре Павле Лебедеве. Помню, на всех пресс-конференциях они с воодушевлением говорили о достигнутых соглашениях и по НИТКЕ (тренажер под Севастополем для тренировок летчиков корабельной авиации), и о замене в Крыму и Севастополе устаревших российских кораблей и самолетов, и о возможных российских заказах для Николаевского судостроительного кластера, и о ремонте и модернизации наших кораблей на судоремонтных заводах в Севастополе, о многих других совместных проектах… Но проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, менялись министры, а все эти проекты оставались только благими пожеланиями.
Тренажер для своих корабельных летчиков Россия построила на берегу Азовского моря, под Ейском, украинская НИТКА нам теперь ни к чему. Корабли мы строим в Калининграде, в Санкт-Петербурге, в Северодвинске, в Комсомольске-на-Амуре. Ремонтировать корабли Черноморского флота отправляем в Болгарию. В стране, входящей в НАТО, это стоит гораздо дешевле, чем в Севастополе, качественнее и надежнее – никто не будет тянуть время и деньги за невыполненную работу. Менять боевую технику, как записано в большом договоре Украины с Россией, «вид на вид, класс на класс», мы тоже не можем – у Киева всегда находятся какие-то причины, чтобы препятствовать этому. В среде отпетых местных националистов даже пущен бредовый слух, что Россия вместе со своими новыми кораблями и самолетами хочет завезти в Крым свое ядерное оружие. Объяснять им, что Россия принципиально, в отличие, к примеру, от США, держит свое ядерное оружие исключительно на собственной территории, – дело безнадежное. Пробить эту непонятную здравомыслящим людям упертость невозможно. В том числе и с заменой класса на класс.
Сколько раз я слышал обращение к украинским коллегам из уст наших генералов и от ОПК, и от армии: «Определяйтесь, мужики! Или-или!»
Мужики никак не определятся. И потому строятся в Новороссийске новые причалы, новая инфраструктура для стоянки новых надводных кораблей и подводных лодок, которые весной будущего года должны прийти на Черное море, а рядом, в Краснодарском крае, планируется создать новый военный аэродром, так что и здесь, видимо, придется обойтись без украинской помощи и поддержки.
Но страшнее всего другое. Мы раз за разом отказываемся от сотрудничества с оборонно-промышленным комплексом Украины. Перестали закупать на днепропетровском «Южмаше» ракеты «Зенит», с помощью которых запускали в космос спутники. А «Зенит», если кто-то не знает, это «демобилизованная» самая большая и самая тяжелая в мире стратегическая ракета «РС-20В «Воевода» или по западной классификации SS-18 Satan («Сатана»). Она еще стоият в России на боевом дежурстве, но только до 2022 года. Потом ей на замену придет комплекс «Сармат», но произведенный уже в России. Какое будет будущее у легендарного «Южмаша», гадать не хочу. А есть еще такой же легендарный «Мотор Сич». Практически на всех отечественных вертолетах стоят его двигатели. Создавали многие из них на питерском КБ имени Климова, а серийно выпускали и выпускают в Запорожье. Теперь под Санкт-Петербургом построили свой завод для серийного производства вертолетных двигателей. О чем это говорит, разъяснять, думаю, не надо.
Украинская фирма «Антонов» создала ряд великолепных пассажирских и военно-транспортных самолетов. Некоторые из них, такие как Ан-124 «Руслан», просто уникальны. И по грузоподъемности, и по неприхотливости (может садиться на плохо оборудованный аэродром). Наши партнеры по НАТО используют самолеты этого класса для перевозок своих грузов в Афганистан и обратно. Платят немалые деньги. Хорошо бы возобновить выпуск этих машин, но запустить их в серию Украина не может, нет соответствующих производственных мощностей. Сделать это можно в России, например, на Ульяновском авиастроительном предприятии. Но нужно создавать совместное производство. И опять вопрос упирается в каких-то мифических чиновников то ли в Москве, то ли в Киеве, которые никак не могут договориться.
И это не только «Руслан», есть еще «Мрия», Ан-70, Ан-148… Перечислять можно очень долго. Майдану и тем, кто стоит за ним, украинские самолеты, украинский ОПК, украинский высокотехнологичный сектор экономики не нужны. Может быть, именно потому, что он способен работать только в теснейшей увязке с российским ОПК. И никак иначе. Тут опять, как в той поговорке, «выколю себе глаз, чтобы у моей тещи был зять кривой».
Не смешно!   

статьи по теме


Читайте также


Другие новости

Загрузка...