0
1
Газета Культура Печатная версия

18.10.2020 18:28:00

"Ода к радости" как лекарство от пандемии

Опера в Петрозаводске в этом сезоне идет под лозунгом перезагрузки

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, карелия, петрозаводск, опера, перезагрузка


Театр берет курс на эксперимент. Фото Виталия Голубева

Музыкальный театр Республики Карелия начал гала-концерт открытия сезона под отважным названием «Опера 2020 Перезагрузка» со знаменитого хора «Обнимитесь, миллионы!» из Девятой симфонии Бетховена. В концерте, поставленном новым главным режиссером оперы Анной Осипенко, приняли участие все ведущие солисты в сопровождении оркестра под управлением Владимира Кулагина.

Неофициально этот театр открылся чуть раньше премьерой оперетты «Принцесса цирка» Кальмана, которой сохранил прижившееся с советских времен название – «Мистер Икс», поставленной режиссером Юрием Александровым. О лучшем названии для поддержания оптимистического настроя труппы и публики в это время нельзя было и мечтать. У Музыкального театра Республики Карелия – свой алгоритм творческого развития. Не слишком торопясь, спокойно, без лишней шумихи аккумулируя свои силы, его труппа регулярно выдает впечатляющие художественные результаты, демонстрируя конкурентные силы двум столицам – культурной и нашей родины. Находящийся на всю карельскую округу один в поле воин, этот театр способен собирать азартных игроков на поле оперы, балета, выводя их на современные игровые дорожки. За пределами Санкт-Петербурга таких театров в Северо-Западном регионе нет, а в допандемийное время туда постоянно приезжали соседи из Финляндии. По своей городской инфраструктуре, наличию комфортной среды со всеми ее ингредиентами, включая роскошное Онежское озеро, Петрозаводск, особенно при закрытых границах, служит отличной заменой земли Суоми. Карелия в последнее десятилетие вообще стала очень популярным туристическо-санаторным направлением. В сравнении с театрами-гигантами с более чем столетней историей этот – молодой, ему всего 65, и начинался он в 1950-х как театр с парой оперных шлягеров и оперетты, позже сюда хлынула музыкальная комедия, а потому его уверенно можно считать молодым, у которого все только начинается.

Идея «Перезагрузки» возникла у нового главного режиссера театра Анны Осипенко очень своевременно, обозначив, с одной стороны, реальную психологическую перезарядку большого коллектива после многомесячной паузы, с другой – амбициозные намерения изменить формат существования слишком привычного жанра, теряющего остроту и энергетику влияния. Впрочем, Осипенко лишь продолжила уже наметившуюся до нее тенденцию по модернизации постановочной эстетики, выхода из зоны комфорта. За несколько последних сезонов здесь отметились зарубежные режиссеры: немец Франк Маттус поставил две части пуччиниевского триптиха – «Сестру Анжелику» и «Джанни Скикки», а «Сельскую честь» Масканьи – литовец Линас Мариюс Зайкаускас. Перед дирекцией Музыкального театра Карелии стоят задачи под стать поговорке «И овцы целы, и волки сыты»: с одной стороны – далеко не всегда самый щедрый бюджет, а также возможности и интересы местной 200-тысячной публики, с другой – жгучее желание быть на виду у большого оперно-балетного мира. После Мариинского театра с его забитой до отказа ежедневной афишей на нескольких площадках здесь очень непривычно видеть спектакли, идущие с перерывом в день-два, но в таком режиме живут многие российские театры. Хотя здание белоколонного оперного театра в Петрозаводске – самое большое и, казалось бы, могло бы заполняться чаще. Но все – лишь вопрос времени и расчетливого неравнодушного планирования. В этом сезоне запланированы премьеры оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова в постановке Георгия Исаакяна, балет «Вальпургиева ночь» на музыку Гуно в постановке Кирилла Симонова, а также опера «Стойкий оловянный солдатик» Баневича, международный фестиваль современной хореографии Nord Dance и фестиваль молодых звезд оперы Opera Vita.

Гала-концерт с хештегом «операперезагрузка» открылся настолько многообещающе, что, сидя в кресле партера, думалось, что ты оказался где-то за закрытой границей в продвинутом европейском театре. На фоне спущенной «батареи» софитов вышел одинокий контрабасист и робко загудел нечто профундовое, словно закладывая фундамент для той самой перезагрузки. Затем к нему подтянулись представители других «сословий» симфонического оркестра, укомплектовавшись хором, стройно, по-европейски грянувшим знаменитые строки «Оды к радости» из финала Девятой симфонии. Ослепляющие лучи прожекторов были вызывающе бесстрашно направлены в зрительный зал, имитируя солнце, призывающее прозреть, очнуться, протянуть друг другу руки для объятий во что бы то ни стало. Все происходящее поддержала визуальная реплика еще одного шедевра – фрески Микеланджело из Ватикана, где Бог протягивает руку новорожденному Адаму, даря надежду на новую жизнь. Так в театре ненароком вспомнили и главного музыкального революционера – Бетховена, которому в этом году не очень повезло со своим 250-летием из-за сотни отмененных или перенесенных проектов по всему миру. Продолжить этот апофеоз света фрагментом из его единственной оперы «Фиделио» было бы радикально, но, как говорится, в другой раз. Бетховен свою миротворческую и объединяющую роль в этом концерте достойно отыграл, широко распахнув двери для оперного шоу. Каждый номер в нем представил не только остроумные визуально-пластические решения мизансцен, но и набросал план на десятилетку опер, которые рано или поздно могли бы быть благополучно поставлены в Музыкальном театре Карелии. Режиссер высветила солистов, показавших, как важно и желанно им оказаться в руках неравнодушных постановщиков, в максимально выигрышных для них амплуа. До оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса, арию Далилы из которой с шиком исполнила Маргарита Чемдуж, им, конечно, еще очень далеко, а вот о «Дон Жуане» Моцарта вполне можно задуматься. Здесь оказался харизматичный, по-европейски гибкий, пока лирический бас Юрий Заряднов, заинтриговав дуэтом с Церлиной (Анна Луканова) и особенно свистом в арии Мефистофеля из одноименной оперы Бойто. Карельская примадонна Евгения Гудкова блеснула в Хабанере из «Кармен» Бизе, поставленной хореографом Надеждой Калининой в стилистике Альберто Алонсо, хотя ее французский, вероятно, чуть застоявшийся на карантине, обнаружил сильный провинциальный, отнюдь не французский акцент. Зато в дуэте Любаши с Грязным (Вадим Мокин), еще и поставленном на пределе психологизма, с тонкой проработкой эмоциональных жестов, Евгения была как рыба в воде. Россыпь разнокалиберных теноров – Максима Аксенова, Чингиза Кадырова и Сергея Тужика, куражисто спевшего Канио из «Паяцев» Леонкавалло и финальную арию Германа из «Пиковой дамы» Чайковского, показала, что театр небезуспешно задался целью собрать коллекцию самого валютного голоса, стремясь к освоению новых горизонтов. А уже в декабре в театре пройдет международный оперный фестиваль Opera Vita, главной героиней которого станет сопрано Надежда Павлова, любимая певица дирижера Курентзиса. 

Петрозаводск–Санкт-Петербург


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...