0
2791
Газета Культура Печатная версия

19.09.2021 18:27:00

Красотки на Дону

«Сильва» покорила зрителей шестого фестиваля «Видеть музыку» богатым антуражем

Тэги: музыка, опера, фестиваль


Предоставлено пресс-службой фестиваля

Справив свой первый юбилей в прошлом году, не убоявшись пандемии, фестивальное детище оперного режиссера Георгия Исаакяна (худрука «Видеть музыку») уверенно вступило во вторую пятилетку своего бытия. Нынешний фестиваль продлится два месяца – масштабы его столь же впечатляющи, как и на предыдущих смотрах. Программа обширна, если не грандиозна – спектакли всех жанров музыкального театра со всех концов России и даже из-за рубежа (Казахстан, Узбекистан, Донецк) будут показаны на столичных площадках наступившей осенью. Московские музыкальные театры также не остались в стороне – участвуют все.

Первыми фестивальную афишу открыли гости из Ростова-на-Дону – театр с юга России привез в Москву целых три своих спектакля, практически репрезентативно представив всю палитру своих жанровых устремлений. Балет «Спартак», оперетта «Сильва» и опера «Турандот» призваны продемонстрировать, что все вектора классического музыкально-театрального искусства в Ростовском музтеатре представлены равноправно и развиваются успешно.

Наибольший интерес вызывало именно второе название. Во-первых, у Ростовского музтеатра богатейшие опереточные традиции, да и вообще этот жанр был и остается горячо любимым на юге страны. Во-вторых, название уж больно амбициозное – символ жанра оперетты знавал множество интерпретаций, обращаются к нему очень часто и сегодня – буквально в июне состоялась премьера в Московском театре оперетты, весной на «Золотой маске» гостила в столице противоречивая версия Свердловской музкомедии, да и на нынешнем фестивале «Видеть музыку» помимо ростовского театра свой вариант покажет театр «На Басманной». Ну и, в-третьих, жанр оперетты в целом переживает сегодня нелегкие времена – новых произведений практически не создается, а интерпретация классики нередко вызывает недоумение – или своими архаизмом и клишированностью, или неуместным новаторством.

Ростовская «Сильва» (театр выбирает привычное советское название «Королевы чардаша») – это гранд-оперетта в трех актах, поставленная с размахом (премьера состоялась в 2019-м). Более всего в ней впечатляет сценография маститого Вячеслава Окунева, сочетающая изящество эпохи модерн с витиеватыми бесконечными лестницами, колоритную роскошь кабаретного закулисья, явленную в многочисленных и богатых костюмах (художник по костюмам Наталья Земалиндинова) и светильниках а-ля Сваровски (художник по свету Ирина Вторникова), и умелую работу с видеоконтентом (видеорежиссер Вячеслав Шестак) – именно за счет нее удается подчеркнуть дух эпохи, дух самого опуса, в котором горьковатый привкус декаданса постоянно переплетен с бодрящим оптимизмом. Виды Будапешта и венских интерьеров получились у постановщиков отлично, в особенности когда последние вдруг получают решение в стиле нуар – такой акцент авторы спектакля делают в моменты сценической ностальгии.

В своей же основе спектакль Анастасии Неговоры можно отнести скорее к классическим, традиционным – нюансы и акценты есть, есть небольшие новшества в разговорных текстах, но в целом все предельно узнаваемо. Пожалуй, лишь матушка главного героя княгиня Александра Воляпюк – бывшая королева чардаша по прозвищу Соловей – оказывается особой менее расчетливой и более романтически настроенной и дружелюбной, чем ее обычно показывают в других версиях оперетты.

Спектаклю не откажешь в динамике, которая нарастает по ходу действия, – возможно, тут сказалась первоначальная притирка труппы к условиям гастрольного проката, которые всегда предполагают сюрпризы (например, на Новой сцене Большого театра нет круга, которой ростовской «Сильве» очень был бы нужен, соответственно требовалась адаптация). Профессионально поставлены и не без драйва исполнены танцевальные номера (хореограф Надежда Калинина). Не все они получились удачными, но необходимый мотив живости в оперетте они поддерживают.

Важнейший момент любой режиссуры – это работа с артистами, выстраивание образов. Тут есть как явные достижения, так и не слишком удачные моменты. Абсолютно органичны в опереточном жанре ростовские оперные звезды Петр Макаров (Ферри) и Евгения Долгополова (Александра) – не чувствуется тяжеловесности и нарочитости, напротив, артисты сумели найти нужный баланс между оперной значительностью и опереточной грацией и легкостью. Убедила и комическая пара, живая и непосредственная, ладно танцующая и поющая приятными голосами, – Анна Гаджиева (Стасси) и Шамхал Хачатурян (Бони). Больше всего вопросов, как обычно, к центральной паре. Татьяна Климова (Сильва) поет и играет мастеровито, ее героиня грациозна и элегантна, однако ее сопрано недостаточно примадонское для столь знаковой партии, требующей, по сути, большого оперного вокала. О молодом баритоне Иване Шонине (Эдвин) можно сказать все то же, но с обратным знаком – гибкости и легкости актерскому решению пока сильно недостает, а красивый и звучный баритон певца грешит псевдооперным пережимом и неважной дикцией.

Коллективы Ростовского музтеатра в целом порадовали – в хорошей форме кордебалет, достойно звучит хор (хормейстер Елена Клиничева), оркестр прекрасно вжился в стилистику поздней венской оперетты, выдает звука ровно столько, сколько нужно, не пережимая и не гремя, добиваясь своего рода галантности звучания (дирижер Михаил Пабузин). Ростовскую «Сильву» не назовешь открытием, спектаклем, который переворачивает представления и заставляет о себе говорить, но после него остается приятное послевкусие не зря потраченного вечера.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также