0
783
Газета Экономика Печатная версия

19.06.2007 00:00:00

В Европу со своим самоваром

Тэги: миг, авиация, авиасалон


Авиасалон в Ле Бурже диктует моду на авиацию ХХI века.
Фото Reuters

Вчера в парижском пригороде Ле Бурже открылся очередной, 47-й авиакосмический салон, по праву считающийся крупнейшим на планете. Россия – традиционный участник этой международной выставки. В 2007 году исполняется семьдесят три года, как ее самолеты, тогда с эмблемами СССР, приземлились на выставочных площадках этого аэродрома. Хотя никакой надежды на поставки своей авиационной продукции на европейские рынки у нее не было.

В нынешнем году, по сообщениям информационных агентств, в парижском салоне принимают участие около двух тысяч фирм из 42 стран мира. В том числе, естественно, и российский ОПК, его ведущие авиастроительные и оружейные фирмы, экспортеры боевой техники. Такие, как «Сухой», «МиГ», «Иркут», «Камов», «Миль», «Рособоронэкспорт», которые тоже являются постоянными участниками выставки «достижений авиакосмической индустрии». И те, что впервые выставляют свою продукцию на суд специалистов и обычных зрителей. Такие, как «Алмаз-Антей» и ЦАГИ имени Жуковского.

В Ле Бурже отечественные оружейники привезли 374 экспоната, выставленных под эгидой 24 фирм. В абсолютном большинстве среди этих экспонатов макеты, постеры, щиты со схемами и фотографиями, рекламные проспекты. Столь скромное участие России в салоне объясняется несколькими причинами. Одна из них в том, что везти натурные образцы в Ле Бурже дорого, а в тот же год с салоном во Франции проходит Московский авиакосмический салон (МАКС) в подмосковном Жуковском, и все изюминки собственной продукции наши «оборонщики обычно припасают для него. Кроме того, в Европе, где доминирует военно-промышленный комплекс ЕС и США, нашу военную – как авиационную, так и космическую – продукцию не очень сильно покупают. И тратиться на пиар, не ожидая от него должной отдачи, все-таки накладно. Не все предприятия ОПК готовы на это пойти.

Тем не менее без «русских гвоздей» Ле Бурже не останется. Им должен стать многофункциональный легкий истребитель МиГ-29ОВТ (МиГ-35, как его еще называют). Последние буквы в названии самолета означают отклоняемый вектор тяги. Эти «рули» на соплах двигателей вместе с системой управления истребителя позволяют машине «вертеться вокруг своего хвоста», совершая немыслимые акробатические фигуры высшего пилотажа, которые всегда вызывают зависть у конкурентов и восторг у зрителей. Но такое уникальное свойство «МиГа» предназначено, конечно, не для того, чтобы покорять сердца зевак, а для достижения преимущества в ближнем воздушном бою. Когда истребитель вдруг «останавливается» на закрученной вверх свече и начинает плавно «сползать» вниз, его засветка пропадает на экране чужого локатора, а летящая в него ракета «спотыкается» на скорости и теряет цель┘

На прошлом, 46-м парижском салоне такие уникальные свойства демонстрировал многофункциональный истребитель «Сухого» – Су-27СМК, теперь настала очередь машины «МиГа». Тем более что этот истребитель сейчас является участником тендера на поставку в ВВС Индии, где на кону стоит около 6 млрд. долл. А его конкуренты – американский F-16 Eagle, как и шведский Gripen и французский Mirage, – тоже участники салона в Ле Бурже. Пусть специалисты, в том числе и из Дели, сравнивают.

Другая российская авиастроительная фирма АХК «Сухой» сделала ставку только на модели своей продукции. И среди них среднемагистральный пассажирский лайнер Sukhoi SuperJet-100, его пассажирская кабина и кабина пилотов. Сделано это, естественно, с умыслом. SuperJet создается в России с участием зарубежных фирм: американских (крупнейшая из которых Boeing), французской Thales (поставляет для самолета приборы авионики и логистики), Snecma (вместе с российским НПО «Сатурн» создала для него двигатель), а также европейской Liebherr, (делает системы дистанционного управления и системы кондиционирования), и многих других. Например, Messier Dowty, Intertechnique, Hamilton Sundstrand, B/E Aerospace и Honeywell┘

Главная задача российской экспозиции в Ле Бурже, сказал «НГ» заместитель гендиректора АХК «Сухой» Вадим Разумовский, показать, что у отечественного авиапрома есть еще порох в пороховницах, что он начинает выздоравливать, а заодно и подчеркнуть, что наша страна является полноправным участником международного разделения труда и без нее невозможно не только решать ни один геополитический вопрос, но и промышленно-экономические тоже.

Участие России в Ле-Бурже

Российское участие в авиакосмическом салоне в Ле Бурже запомнилось демонстрацией здесь истребителей Су-27 и МиГ-29, первого реактивного пассажирского лайнера Ту-104 и сверхзвукового лайнера Ту-144 (разбился на этой выставке в 1979 году), а также катастрофой истребителя Су-30МК в 1999 году – летчик-испытатель Герой России Анатолий Квочур, пилотировавший этот самолет, благополучно катапультировался. Кроме того, помнится и скандальная история со швейцарской фирмой НОГА, по иску которой в 2001 году парижские судебные органы пытались арестовать российский многофункциональный истребитель Су-27. В 2005 году здесь впервые был представлен публике многоразовый космический аппарат «Клипер». В этом году он также привезен в Париж.


Читайте также


Другие новости

Загрузка...