2
18355
Газета Экономика Печатная версия

07.09.2017 00:01:00

Китай перехватывает у России морские ресурсы

Пекин презентовал "синюю экономику"

Тэги: китай, брикс, синяя экономика, биоресурсы, морские транспортные пути, африка, южная америка


Биоресурсы России очень интересуют Поднебесную. Фото РИА Новости

Пекин объявил, что новым вектором развития для стран БРИКС и БРИКС+ должна стать «синяя экономика» – то есть использование водных ресурсов и морских транспортных путей. Китай считает это направление одним из самых удобных для собственной глобальной экспансии. РФ также декларирует заинтересованность в сотрудничестве. Однако в центре китайских проектов «синей экономики» оказались Африка и Южная Америка. А добыча морских ресурсов на востоке РФ и так во многом контролируется иностранцами.

Россия и Китай создадут центр исследований моря и климата, сообщил в среду вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян на экономическом форуме во Владивостоке (ВЭФ) на встрече с президентом Владимиром Путиным. Он напомнил, что Москва и Пекин решили развивать сотрудничество «по морским делам» два года назад.

С тех пор Китайское государственное морское управление и Дальневосточное отделение Российской академии наук провели две совместные экспедиции в Арктическом регионе.

Однако научным сотрудничеством дело не ограничится. На саммите БРИКС в Сямыне китайцы презентовали новую – «синюю экономику». У стран, входящих в объединение (Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки), – протяженная береговая линия в морях и океанах с богатыми природными ресурсами и большим экономическим потенциалом. «Углубление сотрудничества в «синей экономике» представляется ключевым в получении нового импульса в экономическом развитии стран БРИКС», – написала «Жэньминь жибао». Председатель Совета африканских предпринимателей Джордж Себулела сообщил на саммите, что южноафриканские и китайские предприятия подписали уже более 20 соглашений о взаимодействии в «синей экономике».

Перспективы сотрудничества вырисовываются в разработке нефти и газа в морях и океанах, строительстве портов, развитии логистики в открытом океане, освоении водных ресурсов. Китай инвестирует в это направление давно, причем в сфере его интересов этот сектор экономики, выходящий далеко за рамки БРИКС, КНР стремительно наращивает инвестиции по всему миру. Недавно были построены новые порты в Пакистане и Шри-Ланке, в каждый из которых Китай вложил более 1 млрд долл. А на островах около Малайзии планируют построить с нуля целый город стоимостью 100 млрд долл.

России есть что предложить, она является морской державой, третьей в мире по протяженности береговой линии. Только на Дальнем Востоке действуют несколько крупных портов. Кроме того, в китайскую инициативу водной части Шелкового пути РФ предлагает включить Северный морской путь, который, если бы не короткая навигация из-за льдов, был бы идеальным путем для китайских товаров в Европу. Китайцы, вероятно, не исключают такой возможности, однако рассматривают и вариант прохода не вдоль берега РФ, а через Северный полюс, да еще с использованием своих собственных ледоколов.

Хотя бизнесу и властям еще предстоит переварить само понятие цветной экономики, в правительстве первая реакция на инициативу вполне благосклонна.

«Сегментация экономики по цвету весьма условна, поскольку просто отражает вектор развития и очерчивает круг возможных перспектив и проектов, – сказал «НГ» начальник отдела Росевробанка Евгений Волков. – Это просто удобное название для всего, что касается морских и околоморских ресурсов и связанных с этим проектов. Для России участие в «синей экономике» вполне естественно, она является здесь одним из основных игроков с очень хорошими перспективами».

В пресс-службе Минэкономразвития «НГ» сообщили, что это хорошая новая тема для обсуждения с партнерами по БРИКС и Россия готова подключиться к этой работе. «У нас большой интерес к этой теме. В силу своего географического положения мы имеем большие морские акватории, морские порты и должны развивать инфраструктуру. В том числе это и решение комплекса проблем, связанных с развитием экономики приморских территорий. Есть также удаленные регионы, расположенные на островах, полуостровах, которые надо развивать экономически».

Кроме транзитного потенциала портов российского Дальнего Востока китайцев очень интересуют запасы природных ресурсов, среди которых водные биологические, пожалуй, на первом месте. Однако здесь не все безоблачно. Китай не заинтересован в развитии рыбопереработки российской рыбы в РФ, он предпочитает закупать сырье для переработки на предприятиях в Китае, которых немало построено вдоль наших границ. Более того, эксперты обращают внимание на то, что предприниматели из Поднебесной устанавливают контроль над российскими рыбодобывающими компаниями и хозяйствами марикультуры с той же целью – экспорт сырья.

Хотя рыболовство является стратегической отраслью России и законодательно установлен прямой запрет иностранцам владеть российскими рыбодобывающими компаниями, китайцы обходят эти ограничения, действуя через подставные российские фирмы.

Дальневосточные СМИ сообщали, что в 70 км от российского порта Зарубино, в приграничном китайском городе Хуньчунь, действуют десятки рыбоперерабатывающих заводов, которые используют главным образом российское сырье. Да и интерес китайцев к реализации проекта транспортного коридора «Приморье-2» (Хуньчунь–Зарубино) также объясняют их желанием получить доступ к российским водным биоресурсам и оптимизировать доставку на рыбоперерабатывающие предприятия Китая.

Вчера Росрыболовство сообщило, что по состоянию на 4 сентября 2017 года у нас в стране выловлено 3,4 млн т рыбы и других биоресурсов, из них 2,3 млн – в Дальневосточном бассейне. По словам главы Росрыболовства Петра Савчука, Дальний Восток ежегодно обеспечивает две трети общего вылова рыбы в России, тут сконцентрировано 30% запасов водных биоресурсов всего Азиатско-Тихоокеанского региона. «Это колоссальный потенциал, но он пока не работает на экономический рост региона и страны в целом», – заявили в ведомстве. Недавно «НГ» писала (см. номер от 04.09.17) о том, что в стране в 2016 году было выловлено 1,8 млн т минтая, только 379,7 тыс. т было потреблено внутри РФ, а на экспорт было продано 1,4 млн т.

Все это к тому, что при формировании параметров взаимодействия в «синей экономике» по-китайски во главу угла необходимо ставить собственные национальные интересы. В конце августа председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о создании 18-й дальневосточной территории опережающего развития (ТОР) «Курилы». В ее рамках на острове Шикотан Сахалинской области планируется за 7,4 млрд руб. построить комплекс по выпуску мороженой и охлажденной рыбопродукции и консервов. Продукция, как сообщалось, предназначена как для внутреннего российского рынка, так и для поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «Синяя экономика» уже работает.

«В мире происходит новое перераспределение конкурентных преимуществ стран и целых регионов с учетом внедрения новых технологий, местоположения стран, населения, природных ресурсов. В связи с этим БРИКС уделяет большое внимание «синей экономике», которая во многом делает акцент на использование водных ресурсов, – сказала «НГ» доцент Российского экономического университета имени Плеханова Екатерина Новикова. – РФ является не только морской державой, но и источником наиболее дешевого сырья для остальных стран объединения, что дает дополнительное конкурентное преимущество странам БРИКС по отношению к остальному миру. Для России вовлечение в сотрудничество между странами на основе «синей экономики» можно было бы рассматривать в качестве возможности дальнейшего развития Дальнего Востока, что и является одной из задач страны на сегодняшний день».         


Читайте также


Другие новости

Загрузка...