0
3657
Газета Экономика Печатная версия

03.03.2020 20:18:00

У России свой газомоторный путь

Почему Минпромторг тратит огромные деньги на программу, от которой отказываются в Германии

Тэги: энергетика, автопром, газомоторное топливо, господдержка

On-Line версия

Использование транспорта на газовом топливе в РФ пока не выходит из стадии пилотных проектов. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Один из крупнейших в мире производителей автомобилей – Volkswagen (VW) – заявил о том, что прекращает разработку легковых машин на газомоторном топливе и целиком сосредотачивается на выпуске электромобилей. В России же, наоборот, набирает обороты программа господдержки перевода транспорта на газ, на что ежегодно бюджет тратит миллиарды рублей.

Немецкое издание DW обратило внимание, что в информационном поле практически одновременно появились две новости: в Южно-Сахалинске проводят конференцию, посвященную переходу на природный газ в качестве моторного топлива, а в Германии, напротив, объявили, что «прощаются с природным газом».

Директор по развитию Volkswagen Франк Вельш сообщил, что концерн прекращает разработку новых моделей легковых автомобилей, работающих на компримированном (сжатом) природном газе. Выпуск 19 моделей марок VW, Audi, Skoda и Seat, оснащаемых в настоящее время газобаллонным оборудованием, пока продолжится, но «новых поколений этих автомобилей уже не будет», заявили в компании. Это объясняется, в частности, тем, что через несколько лет в Европе планируют ввести новый экологический стандарт для автомобилей «Евро-7», а работающие на газе моторы VW не будут соответствовать более строгим нормам выбросов вредных веществ.

Немецкие журналисты предположили, что производство газовых автомобилей будет свернуто и потому, что в Германии крайне низкий спрос на такие автомобили. Газета Die Welt сообщала, что за 2019 год в Германии были зарегистрированы всего 7,6 тыс. новых автомобилей на газомоторном топливе (ГМТ), что на 29,4% меньше, чем годом раньше. И это всего 0,2% от общего числа продаж. По данным еще одного немецкого издания Handelsblatt, число автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в ФРГ сократилось с 867 в 2018 году до 837. Кстати, 47 из них принадлежат «дочке» «Газпрома» фирме Gazprom NGV Europe (еще 16 таких заправок у нее есть в Чехии).

В России заявленная в 2013 году госпрограмма перевода автотранспорта на газомоторное топливо продвигается не очень активно. Хотя в 2019 году председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков (он курирует программу) докладывал президенту Владимиру Путину о резком росте потребления такого топлива. По его словам, процесс двинулся быстрее после того, как было отменено госрегулирование цен. Потребление ГМТ в России в 2019 году увеличилось на 30–40% по сравнению с 2018 годом и приблизилось к отметке 1 млрд куб. м.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказывал, что его ведомство с 2014 года поддерживает программу, в 2017–2018 годах субсидии производителям техники на сжатом природном газе достигли почти 5 млрд руб. в год. «За 2014–2018 годы нам удалось просубсидировать приобретение более 14 тыс. единиц техники, при этом свыше 6 тыс. автомобилей приходятся на 2018 год, а общий объем представленных субсидий составил почти 20 млрд руб.», – рассказывал Мантуров.

Эксперты, однако, поясняют, что программа в основном касается муниципального транспорта, автобусных парков и такси. «Особенность двигателей на газе такова, что на них хорошо передвигаться по центру крупного города, а выехать в отдаленный регион России на таком авто, особенно в холодное время года, я бы не рискнул, – сказал «НГ» автоэксперт Сергей Асланян. Хотя власти заявляют о наличии уже нескольких серийных легковых автомобилей с соответствующим оборудованием (Зубков докладывал о четырех моделях), это капля в море, а переделка обычных бензиновых авто в РФ резко осложнилась в связи с введением новых правил сертификации оборудования, рассказал Асланян.

«Вся эта программа – это разговор не о рынке, не об удобстве автолюбителей. Все у нас крутится вокруг вопроса госсубсидий», – говорит Асланян.

В пресс-офисе «Газпром газомоторное топливо» «НГ» пояснили, что природный газ в качестве моторного топлива используется более чем в 80 странах мира. Там сообщили, что общемировое количество транспортных средств на природном газе с 2000 по 2019 год выросло более чем в 20 раз – с 1,3 млн до 27 млн единиц, что составляет 2% мирового автопарка. Большая часть транспортных средств на газомоторном топливе приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (19,8 млн) и Латинской Америки (5,48 млн). Мировыми лидерами являются Китай, Иран, Индия, Пакистан, Аргентина. В Европе природный газ используется на 2 млн автомобилей, безусловным лидером на европейском рынке является Италия (1,1 млн автомобилей).

Кстати, именно Италию собираются догнать и перегнать в вопросе перевода автотранспорта на газомоторное топливо российские дальневосточники, объявил зампред правительства Сахалинской области Владимир Сидоренко на конференции в Южно-Сахалинске. Планируется в течение пяти лет перевести на газ половину всех автомобилей в регионе, пишет ТАСС. Губернатор области Валерий Лимаренко объявил, что власти компенсируют жителям 100% затрат на переоснащение своих легковых автомобилей.

В «Газпром газомоторное топливо» пояснили, что для России природный газ – ключевая альтернатива дорожающим нефтяным видам топлива. «Это обусловлено наличием больших запасов природного газа на территории страны, доступной ценой – в среднем 16 руб. за куб. м и соответствием высоким экологическим стандартам – «Евро-6». Природный газ в качестве моторного топлива эффективно использовать в тех сегментах транспорта, где присутствуют большие пробеги, соответственно  высокие топливные затраты. В первую очередь это пассажирский, грузовой, легкий коммерческий транспорт и автомобили служб такси».

В пресс-офисе «Газпром газомоторное топливо» «НГ» сообщили, что с 2020 года в России реализуется подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы «Развитие энергетики». В соответствии с документом к 2024 году предусматривается увеличение количества стационарных объектов газозаправочной инфраструктуры до 1273 единиц, а количества транспортных средств на природном газе – до 307,5 тыс. единиц.

Замначальника Департамента по ТЭКу и ЖКХ Аналитического центра при правительстве Александр Амирагян пояснил «НГ», что активная господдержка рынка в последние пять лет позволила увеличить в РФ количество легковых автомобилей на газу и газозаправочных станций в два раза, а объем потребления природного газа в качестве моторного топлива с 2010 года вырос почти в три раза. России необходимо учитывать мировые тенденции, однако они не столь однозначны, считает эксперт. «Есть пример развитых стран (Западная Европа, США, Япония), где наблюдается явный тренд по развитию электромобилей, прежде всего за счет мер господдержки. Китай, в свою очередь, нацелен на поддержку различных экологически чистых видов топлива, в том числе электромобилей и газовых автомобилей. При этом необходимо понимать, что электромобили – пока что удел богатых потребителей, по цене они намного превосходят аналогичные автомобили на традиционном топливе, в том числе газовом, – говорит Амирагян.

Эксперт приводит еще пример развивающихся стран (например, Иран, Пакистан), для которых газовое топливо стало альтернативой бензину и дизтопливу и получило широкое распространение. «Этого удалось добиться за счет активного государственного стимулирования и наличия экономической выгоды у потребителя от перехода на газовое топливо», – уточняет он.

Россия в этом смысле, по словам эксперта, находится в промежуточном положении, так как имеется достаточное количество платежеспособных потребителей для электромобилей (например, общественный транспорт в Москве и зажиточное население), а во многих сегментах рынка и регионах страны газовое топливо имеет сравнительное экономическое преимущество (например, в сегменте грузовых и пассажирских перевозок, легкого коммерческого транспорта).

По словам эксперта, в мировом масштабе перспективы газомобилей по сравнению с электромобилями или «водородомобилями» вполне неплохие. «В сегменте легковых автомобилей большинство прогнозов указывают, что будущее за электромобилями, что в первую очередь связывается с нарастанием значимости экологического фактора и снижением стоимости электромобилей. В сегменте грузовых автомобилей и морских судов газовое топливо может получить большее распространение за счет сравнительно меньших выбросов вредных веществ в атмосферу и отсутствия конкуренции со стороны электрических видов транспорта», – говорит Амирагян.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...