0
1
Газета Экономика Печатная версия

23.07.2020 20:44:00

Госзакупки станут патриотичнее

Исполнителям национальных проектов ограничат доступ к импорту

Тэги: госзакупки, квоты, импорт, закон


Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев уверял европейских предпринимателей, что 99% импортной продукции ограничения не коснутся. Фото РИА Новости

Со следующего года при проведении госзакупок заказчики должны будут соблюдать особую квоту на отечественное. В правительстве обеспокоены тем, что лишь треть продукции, которая участвует в госзакупках, российская. Власти решили ограничить импорт, особенно для высокотехнологичной продукции. По мнению Минэкономразвития (МЭР), квота закупок усилит конкуренцию между российскими производителями, так как она повышает шансы на гарантированный спрос. Но эксперты задаются вопросом: получится ли найти столько отечественных производителей, которые смогут действительно конкурировать за госзаказ?

Госдума одобрила в окончательном чтении поправки к законам «О контрактной системе» (44-ФЗ) и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). 

Теперь правительство будет определять квоты на отечественное и в целом евразийское производство для закупок, проводимых госзаказчиками и госкомпаниями. Перечень таких товаров (работ, услуг) тоже будет утверждаться правительством.

«Законопроект… направлен на изменение сложившейся практики осуществления государственных закупок на основании использования характеристик иностранной продукции, в том числе при реализации национальных проектов (программ), что негативным образом отражается на отечественных производителях», – сообщается в пояснительной записке к поправкам в 44-ФЗ.

Ведь, как уточняется, сейчас ни Бюджетный кодекс, ни 44-ФЗ не предусматривают обязанности заказчиков формировать технические задания на основании характеристик и описаний именно отечественных товаров.

Авторы инициативы ожидают, что квоты поддержат отечественных товаропроизводителей, «в том числе в рамках диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции». 

Также ожидается, что квотирование поможет простимулировать локализацию новых производств на территории РФ, следует из опубликованных материалов.

В пояснительной записке к поправкам в 223-ФЗ по поводу закупок госкомпаний уточняется: «В настоящее время более 80% всех закупок… осуществляются у единственного поставщика. Кроме того, заказчики, как правило, отдают предпочтение иностранной продукции при имеющихся конкурентоспособных российских аналогах». 

«Возможность использования заказчиками редких и избыточных характеристик, присущих только иностранной продукции, не позволяет отечественным производителям подавать заявки с отечественной продукцией», – пояснили авторы законодательной инициативы.

Поэтому, как поясняется в материалах, введение квоты на товары, произведенные в государствах – членах ЕАЭС, «позволит на постоянной основе ориентировать деятельность заказчиков на преимущественную закупку отечественной продукции, что положительным образом будет влиять на темпы роста потребления высокотехнологичной отечественной продукции».

«На сегодняшний день емкость внутреннего рынка товаров и услуг, которые торгуются по 44-ФЗ и 223-ФЗ, составляет около 8,2 трлн руб. и 21,3 трлн руб. соответственно (данные за 2019 год). Около одной трети приходится на российскую продукцию, без учета работ и услуг, а остальное – импорт», – уточнял ранее вице-премьер Юрий Борисов. 

По его словам, глядя на такое соотношение, невольно возникает вопрос: а почему так много импорта мы закупаем? «Значит ли это, что у нас нет необходимых компетенций и производственных возможностей и мы просто не можем произвести конкурентоспособные товары? Ответ однозначен: можем и есть», – сообщил он.

Как ранее сообщала замглавы МЭР Оксана Тарасенко, квоты на закупку российских товаров будут распространяться прежде всего на продукцию высокотехнологичных отраслей экономики: «Предлагается установить обязательную долю закупок в сфере высокотехнологичных товаров, включая радиоэлектронную продукцию, программное обеспечение, а также продукцию машиностроения». А в сфере здравоохранения квоты, по ее словам, нужно применять аккуратно, так как здоровье граждан первично.

Законопроект был внесен в Госдуму в июне, в конце июня состоялось первое чтение. Что, видимо, встревожило некоторых представителей иностранного бизнеса. После чего глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, выступая на брифинге Ассоциации европейского бизнеса, пояснил, что квотирование госзакупок не приведет к ограничениям на закупку 99% импортных товаров. Ущерб для конкуренции он называл минимальным. «Квоты будут не по всем отраслям, а по конкретным видам продукции и предприятиям», – уточнял он.

«Законопроект позволит снизить случаи преднамеренного использования заказчиками редких характеристик иностранной продукции, что повысит привлекательность участия российских и евразийских производителей», – пояснили в четверг «НГ» в пресс-службе МЭР. По мнению министерства, квота закупок «только усилит конкуренцию между российскими производителями товаров, так как она существенно повышает шансы на гарантированный спрос со стороны государства».

Квотирование закупок может внедряться только в тех отраслях, которые уже могут поставлять товар надлежащего качества, ожидают в МЭР. «Квота закупок будет применяться с 1 января 2021 года. Поэтому достаточно времени, чтобы обсудить как заказчикам, так и с поставщиками объемы поставок товаров и определить отрасли, которые могут произвести продукцию надлежащего качества», – добавили в МЭР.

Опрошенные эксперты признают, что стимулирующая роль государства важна. «В последние годы политика импортозамещения способствовала развитию промышленного сектора, его техническому перевооружению, повышению качества производимых товаров, что позволяет конкурировать с иностранной продукцией на внутреннем рынке по большому количеству позиций, в том числе по цене и качеству», – уверен гендиректор федеральной электронной площадки «НЭП-Фабрикант» Сергей Габестро. Введение системы квотирования – это, по его словам, «реальный инструмент поддержки субъектов малого и среднего бизнеса».

«Государство тратит средства на высокотехнологичные разработки, а они оказываются не востребованными на отечественном рынке. Не странно ли? Поэтому и предложены такие законодательные изменения, которые позволят нашим разработкам пройти этап внедрения и освоения. Это будет стимулировать проведение новых НИОКРов и внедрение уже произведенных. Главное, чтобы их качество соответствовало мировым стандартам, а где-то их и превосходило», – замечает заслуженный юрист России Иван Соловьев.

Однако часть экспертов опасаются, что в некоторых случаях конкуренция может, наоборот, «пострадать», при этом вырастет бюрократическая нагрузка. «Что касается квоты, то есть опасность в бюрократизации процедур, так как сначала заказчики обязаны закупить определенный объем товаров российского (и из ЕАЭС) производства, а потом подготовить отчет о закупке. Это большая административная нагрузка на заказчика, – обратил внимание директор Института госзакупок Андрей Храмкин. – Также нагрузку повышают требования готовить техническое задание, которому соответствует отечественный товар: заказчик тратит дополнительные время и силы на исследование рынка».

«По радиоэлектронной, высотехнологичной, инновационной продукции основная проблема рынка отечественных товаров – это высокая цена, – уточнил эксперт. – А высокая цена не позволяет выиграть аукцион на понижение, который сейчас фактически является основным способом закупки в рамках 44-ФЗ».

При этом, как считает профессор Института государственной службы и управления РАНХиГС Людмила Пронина, «обеспечить конкуренцию при фактическом запрете в госконтрактах иностранных производителей и преимущественном применении закупок у единственного поставщика маловероятно». «В высокотехнологичном секторе действительно трудно найти конкурирующих отечественных производителей. Недостаток в них есть и в госкорпорациях, действующих в сферах естественных монополий», – пояснила эксперт.

Хотя, как отметил доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Андрей Моисеев, контрактная система существует не только для конкуренции, «ее основная задача – обоснованно распорядиться бюджетными средствами, а также выбрать лучшего поставщика». Если же в технические задания начнут включать разного рода требования по уставному капиталу, количеству выпускаемой продукции, сроку работы предприятия, то тут уже конкуренцию обеспечить будет трудно, признал он.

Что делать, если необходимой продукции просто нет на российском рынке? «Думаю, что тут правительство вполне может делать точечные исключения, даже временные», – сказал эксперт. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...