0
3449
Газета Экономика Печатная версия

27.08.2020 19:52:00

План по развитию конкуренции выполнен только наполовину

Антимонопольная служба признает неразбериху и вакханалию в тарифном регулировании

Тэги: антимонопольные службы, фас, тарифное регулирование, рыночная конкуренция


Фото Павла Сарычева\НГ-Online

Влияние государственного монополизма в России пока не распространяется на несколько секторов, где еще возможна рыночная конкуренция. Не секрет, что российское чиновничество предпочитает ручное управление и фактически отвергает принцип свободной конкуренции. Тем не менее в стране существуют антимонопольные службы и даже реализуется Национальный план развития конкуренции. Об успехах в борьбе с монополизмом в четверг на заседании правительства докладывал глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.

Из списка мероприятий в рамках Национального плана развития конкуренции на 2018–2020 годы, которые были утверждены правительством, на сегодняшний день не выполнено около 40%, доложил глава ФАС Игорь Артемьев. «Половина мероприятий национального плана в настоящее время не исполнена. У нас остается всего несколько месяцев до конца этого года для того, чтобы это реализовать», – сообщил глава антимонопольной службы.

Он напомнил, что три года назад президент Владимир Путин подписал указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым был утвержден первый Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы. Исполнение этого плана завершается в декабре 2020 года.

Правительством во исполнение этого указа были утверждены 18 отраслевых программ, практически охватывающих всю экономику, и в каждой из этих специфических отраслей были утверждены планы развития конкуренции. Примерно половина мероприятий этих ведомственных программ так и не была выполнена.

Не удалось защитникам конкуренции, в частности, навести порядок в деле установления тарифов естественных и неестественных монополий. «Мы до сих пор в точности не можем сказать, что должно быть обязательно в тарифе, чего не должно быть никогда в тарифе, в каком случае осуществляется нормирование и по каким формулам», – признал Артемьев, которому не удалось добиться принятия закона об основах тарифного регулирования в России. Тем не менее он утверждает, что «тарифная вакханалия, связанная с неуправляемым и неконтролируемым ростом тарифов в регионах, подходит к своему завершению».

Между тем именно механизм произвольного назначения тарифов на газ, электроэнергию, водоснабжение и другие монопольные услуги позволяет откачивать из экономики и карманов граждан многие миллиарды рублей. «НГ» уже сообщала о расчетах, которые показывают, что платежи за услуги монополий могут быть завышены в десятки раз (см. номер от 03.01.19). Тарифы на электроэнергию и газоснабжение в различных федеральных округах могут различаться в десятки раз, а на водоснабжение и водоотведение – в тысячи. Необоснованно завышенные тарифы в итоге тормозят развитие предпринимательства, а значит, и экономический рост, отмечают эксперты из Института Столыпина.

Российский бизнес задавлен высокими монопольными тарифами на ресурсы, энергию и транспорт. Чтобы оживить экономику России, бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает заморозить все монопольные тарифы на три года и полностью изменить систему тарифного регулирования в стране. Титов предлагает разработать и внедрить систему расчета тарифов на основе методики Price cap, которая предполагает ограничение нормы прибыли для монополий, а также предельные цены и лимиты их доходов. По его словам, такой метод ограничения тарифов применяется в большинстве развитых стран.

Но существующая в России практика позволяет монополиям и связанным с ними чиновникам повышать тарифы гораздо быстрее, чем растут цены в стране. За один и тот же период средние потребительские цены и средние цены в промышленности увеличились в 2,4 раза, а оптовая цена на газ поднялась в 3,7 раза, средний тариф на транспорт газа вырос в 3,5 раза, средняя конечная цена на электроэнергию поднялась в 3 раза, а сетевой тариф увеличился почти в 4 раза, приводит пример директор Центра мониторинга и контроля за ценообразованием Алексей Малоземов.

К списку удач антимонопольной работы ФАС относит сокращение в стране унитарных предприятий. В 2019 году количество унитарных предприятий в России по сравнению с 2018 годом снизилось на 18%, сообщил Игорь Артемьев. При этом он напоминает, что число унитарных предприятий с 2013 года выросло почти в 1,5 раза.

ФАС признает, что более трети (38%) унитарных предприятий по-прежнему ведут свой «бизнес» в сферах с развитой конкуренцией, что формально запрещено законами. Именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

Но унитарные предприятия очень удобны чиновникам. Например, для обхода норм законодательства о госзакупках. В рамках таких схем государственный заказчик передает бюджетные средства в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках: например, работы по строительству, закупка лекарств и медицинских изделий.

В этом году правительство РФ должно представить президенту проект указа об утверждении нового Национального плана развития конкуренции на 2021–2025 годы. Этот план будет посвящен темам развития малого и среднего предпринимательства, обеспечению эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, цифровизации антимонопольного и тарифного регулирования, сообщил Артемьев. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также