0
1
Газета Экономика Печатная версия

07.10.2020 20:43:00

Вторая волна ковида превращается во вторую волну спада экономики

Повторная самоизоляция грозит банкротством 70% предприятий малого и среднего бизнеса

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, статистика, карантин, частный бизнес, банкротство

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема" On-Line версия

Графика pixabay.com

Прирост новых заражений коронавирусом в России вот-вот превысит показатели первой волны эпидемии, которая была остановлена летней погодой и карантинными мерами. Из-за отсутствия сегодня этих тормозов новая волна заболеваемости скорее всего будет значительно более сильной. Более сильным может оказаться и удар по тем секторам экономики, которые работают на внутренний рынок. Малый и средний бизнес (МСБ) уже фиксирует сокращение выручки. Предприниматели опасаются, что в случае повторения весеннего сценария с рынка уйдет до 70% малого и среднего бизнеса. Эксперты не исключают закрытия административных границ городов и регионов.

Выручка малого и среднего бизнеса в России на прошлой неделе сразу упала на 14% по сравнению с предыдущей неделей (21–27 сентября), сообщили в компании «Эвотор», которая занимается отслеживанием оборота онлайн-касс. Свои выводы «Эвотор» основывает на анализе данных 650 тыс. онлайн-касс в торговых точках малого и среднего бизнеса по всей России.

Как отмечается в исследовании организации, падение выручки наблюдалось в большинстве сегментов торговли и сферы услуг. При этом сильнее всего просела выручка химчисток – на 32%, кафе и ресторанов – на 20%, магазинов обуви – на 20%, парфюмерии – на 19%, одежды – на 16%.

Выручка на прошлой неделе упала в большинстве российских регионов. Так, в Москве оборот малого и среднего бизнеса на неделе с 28 сентября по 4 октября упал на 16% по сравнению с предыдущей неделей, в Новгородской области – на 20%, в Пермском крае – на 19%, в Татарстане – на 18%, перечисляют в компании. В некоторых регионах падение оборотов было усилено завершением туристического сезона, не исключают эксперты. В частности, в Краснодарском крае выручка МСП сократилась за неделю на 27%, в Северной Осетии – на 25%, в Калининградской области – на 24%.

В свою очередь, в ряде секторов падения выручки пока не наблюдается. Так, ветеринарные клиники увеличили выручку на 2%, магазины медицинских товаров для профессионального использования – на 9%, книжные магазины – на 10%, магазины игрушек – на 6%.

В компании практически тотальное снижение выручки связывают с изменением покупательского поведения на фоне роста статистики по заболеваемости COVID-19 в России. «Удаленный режим работы, отсутствие массовых развлекательных мероприятий, поздний старт туристического сезона, снижение доходов населения, а также ожидание второй волны коронавируса повлияли на покупательское поведение», – говорит гендиректор компании «Эвотор» Андрей Романенко.

Согласно индексу посещаемости торговых центров (Shopping Index), который рассчитывает компания Watcom, к 36-й неделе этого года (то есть начало сентября) ведущие торговые центры России отыграли 85% трафика, утраченного ими во время изоляции мая-июня. Однако уже к 39-й неделе (конец сентября) появились первые признаки того, что трафик снова падает, поскольку уровень заражения коронавирусом начал стремительно расти, указывают в компании.

Есть и другие признаки ухудшения ситуации. Так, потребление электроэнергии в энергосистеме РФ с 30 марта, то есть с начала нерабочего периода из-за пандемии, упало на 3,8% в годовом выражении. В частности, с 30 марта алюминиевые заводы нарастили потребление электроэнергии на 0,5%, металлургия – снизила на 3,5%, машиностроение – сократило на 6%, добывающая промышленность – на 10%, химия и нефтепереработка – на 2,1%, РЖД – на 6,3%, магистральные нефтепроводы – на 23%, рассказывал замглавы Минэнерго Евгений Грабчак.

При этом в ведомстве не ожидают повторения осенью весенней ситуации. «В принципе мы не рассчитываем, что будет сильное снижение, все-таки экономическая активность не снижается существенно. Есть меры поддержки, которые, по сути, стимулируют экономическую активность», – утверждает чиновник. По данным «Системного оператора», потребление электроэнергии в РФ в сентябре сократилось почти на 3%.

Туманные перспективы восстановления на фоне рекордного роста заболеваемости уже заставляют многие компании пересматривать свои планы. Так, в компании «АвтоВАЗ» во вторник сообщили, что переведут своих работников на четырехдневную рабочую неделю с 1 января 2021 года. Автопроизводитель отмечает, что это решение продиктовано «негативным прогнозом российского авторынка».

Отметим, за минувшие сутки в России было выявлено свыше 11,1 тыс. случаев COVID-19, сообщили в оперативном штабе в среду. Ситуация обостряется отдельными вспышками заболевания. Так, во вторник стало известно о вспышке коронавируса на золотодобывающем месторождении «Майское» на Чукотке. Как сообщал губернатор региона Роман Копин, на месторождении был выявлен 21 случай заражения коронавирусом, и это с учетом того, что всего в Чукотском автономном округе, по данным регионального оперативного штаба, зарегистрирован 201 случай заболевания COVID-19.

В России наблюдается прирост новых случаев заболевания коронавирусной инфекцией. График выполнен Михаилом Митиным по данным www.стопкоронавирус.рф
Уже невооруженным взглядом видно, что в стране нарастает вторая волна коронавируса. И угроза распространения COVID-19 в условиях осенне-зимнего сезона стала темой заседания рабочей группы Государственного совета по противодействию распространения коронавирусной инфекции, состоявшегося в среду. Среди участников помимо глав регионов были вице-премьер Татьяна Голикова и главный санитарный врач РФ Анна Попова. Как сообщается, главы регионов и федеральные чиновники обсудили текущую эпидемиологическую ситуацию в России, темпы и прогнозы распространения коронавируса в регионах, а также загруженность коечного фонда коронавирусных стационаров. Кроме того, субъектам РФ было рекомендовано принять дополнительные меры по защите от заражения пожилых людей и граждан, страдающих хроническими заболеваниями. И определенные ограничения в регионах РФ уже вводятся. К примеру, в Ивановской области гражданам старше 65 лет и людям из группы риска рекомендовано сократить посещение общественных мест. Подобные рекомендации вводили и другие субъекты РФ.

И уже очевидно, что именно тема борьбы с эпидемией теперь будет основной темой региональной и федеральной повестки. При этом бизнес опасается, что в случае повторения весеннего сценария борьбы с распространением инфекции и возвращения пропускного режима могут обанкротиться до половины предприятий малого и среднего бизнеса в России. В Ассоциации операторов фитнес-индустрии России (АОФИ) признавались, что после первой волны по стране закрылось 20% клубов. А после второй уйдет уже 60–70% от их изначального количества, не исключали в ассоциации. В частности, следовало из обращения АОФИ к арендодателям, третий квартал 2020 года принес только 50% выручки по сравнению с тем же периодом прошлого года.

«В настоящее время мы действительно наблюдаем начало второй волны снижения экономической активности, падения оборотов и прибыли предприятий разных секторов», – признает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, наиболее пострадавшими направлениями снова станут общепит, сфера развлечений, сфера услуг, фитнес. «Если новые ограничения для работы направлений будут такими же, как и весной, по итогам года могут не выжить до 70% фитнес-клубов (у них слишком высокая доля заемных средств в оборотах и большие постоянные затраты на содержание помещений), примерно 30% кинотеатров и до 25% торговых центров», – рассуждает он. В свою очередь, вырастут, как и в первую волну пандемии, онлайн-продажи, а также розничные продажи продуктов питания, не исключает Павел Сигал.

При этом он сомневается, что власти пойдут на тотальное закрытие городов и регионов. «И правительству, и региональным властям понятно, что при таких жестких ограничениях потери экономики будут слишком серьезными», – отмечает он. «Едва ли меры, предпринимаемые в рамках второй волны, будут носить более жесткий характер по сравнению с первой волной», – соглашается партнер BMS Group Алексей Матюхов.

Очередное закрытие может окончательно добить до 77% предприятий малого бизнеса, отмечает гендиректор «Химия Синтез» Олег Бурлак. Не исключено, что вторая волна принесет бизнесу даже больше проблем, чем первая, говорит старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. «С момента первого стресса прошло слишком мало времени, его недостаточно для восстановления позиций и укрепления бизнес-процессов. Во-вторых, не восстановилась и сама экономика: потребитель все так же беден и растерян, рынок труда качает, целевые инвестиции пришли и ушли, структурно не поменялось ничего, только рисков стало больше», – замечает эксперт.

«При сокращении потребительского потока бизнес небольшого формата будет «резать» издержки и работу без сомнений и промедления – многие слишком хорошо помнят, чем в последний раз обернулось наблюдение за происходящим. В этот раз экономику вряд ли сможет вытянуть сельское хозяйство – сезон почти закончен. Победителей во второй волне не будет», – подчеркивает аналитик. При этом Бодрова не исключает, что регионы начнут «закрываться» в ручном режиме.

«Ограничительные меры введены на Ставрополье, значит, следом внимательнее к въезжающим будет и Краснодар, и весь российский Юг. Москва и Санкт-Петербург тут тоже не отстанут – все идет постепенно, уверенно и неотвратимо», – говорит экономист, полагая, что уже через пару недель Россия снова окажется в самоизоляции. Вероятность закрытия городов есть, продолжает гендиректор компании «Толстойвеар» Михаил Кузнецов. «Если заболевших будет много, тогда, возможно, решение о закрытии городов будет принято», – не исключает он. 

«Предприятия в сфере автомобильных пассажирских перевозок, деятельность которых включена в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, все еще не восстановились после первой волны эпидемии в РФ», – сообщает вице-президент «Опоры России» Глеб Киндер.

Малый и средний бизнес первым реагирует на снижение покупательской способности населения, сообщает глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи. Он напоминает, что россияне столкнулись со снижением доходов в период пандемии. «Кроме того, в кризисные периоды меняются поведенческие привычки: население начинает экономить на «необязяательных» тратах – на развлечениях, одежде, плановом лечении», – указывает он. Во многом потери бизнеса, их глубина и отраслевая структура, будут зависеть от принятия дополнительных мер поддержки на федеральном и региональном уровнях, полагает гендиректор группы компаний «Доверие» Дмитрий Панов. «В первую очередь, данные меры должны быть направлены на продление утвержденных арендных и налоговых каникул, а также моратория на пересмотр кадастровой стоимости и проверок бизнеса со стороны контрольно-надзорных органов», – отмечает он, добавляя, что также необходимо стимулировать спрос.

К слову, против тотального закрытия выступают и во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). «Настало время, когда мы все должны научиться жить с этим вирусом и при этом постараться найти способ сохранить наши общества как можно более открытыми и как можно быстрее разрывать любые цепочки передачи вируса и контролировать инфекцию», – сказала в среду представитель ВОЗ Мелита Вуйнович.



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...