0
2
Газета Экономика Интернет-версия

14.10.2020 14:14:00

Москва не стоит на месте

Транспортная система столицы за последние десять лет сделала качественный рывок


С начала 90-х годов в Москве развитие системы общественного транспорта практически не велось. Стремительно росло количество автомобилей, а вместе с ними и загруженность магистралей и улиц. В результате поездки по столице стали занимать слишком много времени, провозная способность транспорта была исчерпана, что привело к значительному снижению комфорта передвижения москвичей. Транспортные артерии города уже не могли принимать растущее число автомобилей, хаотично припаркованные автомобили в центре города перекрывали движение транспорта и людей, не было комплексного подхода к организации дорожного и пешеходного движения.

В 2011 году правительством Москвы разработана и утверждена Комплексная стратегия развития транспорта. Ее цель – создать комфортные условия для жизни москвичей, развивать надежную, безопасную и эффективную транспортную систему, которой удобно пользоваться каждому жителю столицы. Главные направления работы – это повышение качества работы общественного транспорта, рост его популярности и значимости, повышение безопасности дорожного движения, обновление транспортного парка, повышение доступности городской среды, а также внедрение современных инновационных сервисов для пассажиров.

На «Ласточке» без пробок

Главной и стратегически важной частью всей транспортной системы Москвы остается метрополитен. В 90-е годы его строительство практически остановилось, с 2000 по 2010 год было построено 42 км линий и 21 станция метро и 6 станций монорельса. Тогда сложно было представить, что за десять следующих лет Москва станет мировым лидером по интенсивности строительства подземного транспорта. За последние 10 лет в столице построено более 172 км новых линий, 56 станций и 5 депо.

Самым амбициозным проектом в развитии метрополитена можно назвать появления нового «кольца» - Большой кольцевой линии (БКЛ) из 31 станции, которая частично уже введена и в 2022 году будет запущена полностью.

Другим не менее амбициозным и удобным новым транспортным «кольцом» стало Московское центральное кольцо (МЦК) из 31 станции, по которому с короткими интервалами курсируют современные поезда «Ласточка». С МЦК в течение 90 минут можно бесплатно пересесть на метро. Протяженность линий Московского метрополитена, включая МЦК, к 2024 году составит около 560 километров, новые станции появятся почти во всех районах столицы.

На этом развитие железнодорожного транспорта в черте города не остановилось. В 2019 году открыт масштабный проект Московских центральных диаметров (МЦД), связывающих насквозь столицу с ближайшим Подмосковьем, образуя единую систему с метрополитеном. Пока открыты два диаметра – МЦД-1 (Одинцово – Лобня) и МЦД-2 (Нахабино – Подольск). Это сделало общественный транспорт доступнее более чем для 4 млн жителей столицы и области. Запланировано открытие еще трех диаметров.

Комфортное передвижение

В 2020 году Москва стала одним из городов-лидеров по уровню развитости транспортных систем. На 100% обновлен парк автобусов, на 72% – трамваев, на 62% – парк вагонов метро, на 60% – пригородных электропоездов. С 2018 года в столице работает новый экологичный вид транспорта – электробус. При этом транспортные российские инновации, представленные в столице – поезда «Москва» и «Москва 2020», трамвай «Витязь-Москва» и электробус – по многим критериям превосходит мировые аналоги.

Москва первой в России провела реформу наземного транспорта, в результате которой коммерческие перевозчики стали работать по государственным контрактам, единым городским правилам и билетам. Запущены альтернативные виды транспорта – каршеринг, городской прокат велосипедов и электросамокатов. Проведена также и успешная реформа такси. Разработано новое билетное меню. Появилась карта «Тройка» – универсальный носитель, которым можно оплатить проезд на всем общественном транспорте, аренду велосипеда, поход в московские музеи и катки. Кроме того, для пассажиров заработали сеть бесплатного Wi-Fi и транспортные мобильные приложения.

За последние 8 лет Москва стала городом с самыми безопасными дорогами в России. Доля погибших в ДТП в столице сейчас соответствует показателям Германии и Швеции. Количество пострадавших в ДТП с 2010 года снизилось на 42%, а средняя скорость движения выросла на 20%.

Из аутсайдеров в лидеры

В целом реализация концепции развития транспортной системы Москвы за прошедшее десятилетие позволила сократить на 13 минут время в пути для городского транспорта от МКАД до центра города. 69% горожан стали отдавать предпочтение общественному транспорту, уверенно растет число пеших прогулок и велосипедистов. Москва перестала быть городом с самыми загруженными дорогами в мире.

Эффективность работы правительства Москвы за последние 10 лет в области развития транспорта и улучшения качества жизни горожан регулярно подтверждается различными международными рейтингами. Так, за время работы команды мэра Сергея Собянина Москва стала регулярно занимать призовые места в различных международных транспортных и урбанистических премиях, например, второе место за достижения в создании комфортной транспортной и городской среды на премии Sustainable Transport Award 2016, награда за вклад в развитие парковочного пространства на премии Traffic Index Awards 2017. По итогам 2017 года Москва стала обладателем мировой транспортной премии Global Public Transport Awards Международного союза общественного транспорта (UITP). Жюри отметило развитие МЦК, обновление парка городского перевозчика, увеличение скорости движения городского транспорта.

В 2020 году добыта победа в номинации «Лучшая умная билетная система» на Transport Ticketing Global Awards. Также в 2020 году ведущее международное агентство маркетинговых исследований Kantar составило исследование-прогноз на основе данных 31 города по всему миру, в котором Москва заняла третье место по развитости транспортных систем и второе место по протяженности линий метро и трамвайных путей. По прогнозу компании, в Москве к 2030 году на 15% увеличится доля людей, пользующихся общественным транспортом. Исследование Kantar основано на интервью более 20 тыс. жителей в сочетании с подробными интервью ведущих мировых экспертов.

«Масштабное и комплексное развитие транспортной системы мегаполиса – долгий, сложный и ресурсозатратный процесс. Сначала город вкладывает серьезные средства и силы в строительство новых линий метро, анализ и реорганизацию маршрутной сети, внедрение и тестирование цифровых сервисов, но в долгосрочной перспективе эти затраты будут оправданы в полной мере за счет общего повышения качества городской среды, - отметил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов. – Новые станции метро и транспортно-пересадочные узлы служат катализатором для развития вокруг них малого и среднего бизнеса, строительства офисных центров, а это, в свою очередь, дополнительные доходы в городской бюджет и создание новых рабочих мест». Владимир Ефимов напомнил, что с 2010 по 2019 годы на развитие транспортной инфраструктуры было направлено более 3,5 трлн руб., в том числе на строительство объектов в рамках Адресной инвестиционной программы (АИП) Москвы – порядка 2,5 трлн руб.

Развитие транспорта в Москве не только облегчает жителям передвижение по городу и экономит их время, но и является стимулом для инвесторов уводить офисы из центра столицы и располагать их за пределами ТТК, потому что в Москве очень высокая маятниковая миграция из спальных районов в центр, и дорога к месту работы за неделю может отнимать у человека до 20 часов в неделю. Горожане, в свою очередь, начинают строить маршруты не только с безальтернативной подземкой и личным автомобилем, как это было десять лет назад, но и комбинируя разные виды транспорта.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...