0
2
Газета Экономика Печатная версия

09.11.2020 18:06:00

Как накормить себя и соседей

Результаты работы подмосковных аграриев позволяют не только обеспечить внутренний рынок, но и развивать экспорт

Тэги: подмосковье, московская область, агропром, апк, экспорт


Овощи закрытого грунта – одно из новых направлений подмосковного экспорта. Фото © Пресс-служба правительства Московской области

Развитие АПК – один из приоритетов подмосковной экономики: последние достижения сельского хозяйства региона позволяют не только кормить его жителей и поставлять продукцию в другие регионы, но и направлять ее на экспорт. В этом году подмосковные аграрии сделали очередной шаг вперед – на полях Подмосковья собрано более 540 тыс. т зерна. Это абсолютный рекорд региона за постсоветский период. Средняя урожайность превысила показатели в 33 ц с гектара – очень достойный результат. Удалось увеличить производство масличных культур на 52%, в том числе рапса – на 55%. Растут объемы привлеченных инвестиций в отрасль. За первые три квартала 2020 года в сельское хозяйство вложено 35,6 млрд руб. – это примерно на 11 млрд руб. больше аналогичного периода прошлого года.

«Долгое время бытовал такой миф, что сельское хозяйство – черная дыра. Это совершенно глубокое заблуждение. Сейчас наше отечественное сельское хозяйство, в том числе и в Московской области, показывает, что оно очень конкурентоспособное», – сказал губернатор Московской области Андрей Воробьёв.

Подмосковье входит в число регионов-лидеров по двум направлениям – сыру и выращиванию овощей в закрытом грунте. «У нас программа специальная: если строишь сырный завод, то тебе компенсируют 25% капитальных затрат. В Дмитровском районе мы сейчас активно строим заводы на 16 гектарах. Они прибавят объема, и мы претендуем на то, чтобы быть первыми в России по производству сыра», – рассказал он. А десятки теплиц позволяют занять уже третье место по производству овощей в стране. «Этого достаточно для того, чтобы кормить и Москву, и регионы в радиусе до тысячи километров», – отметил Андрей Воробьёв.

Объемы производства и конкурентоспособность продукции позволяют не только снабжать другие российские регионы, но и зарабатывать на экспорте. Экспорт продукции АПК Московской области за 10 месяцев 2020 года составил около 842 млн долл. Осторожный прогноз на этот год – 1 млрд долл. А к 2024 году этот показатель намерены довести до 1,7 млрд долл. Основные группы экспортируемой продукции – напитки, кондитерские изделия, мясная продукция, корма для непродуктивных животных. Также увеличились экспортные поставки овощей, кофе, орехов и сухофруктов.

В этом году вырос интерес к отдельным группам экспортных товаров из Подмосковья. Так, Московская область стала лидером среди российских регионов по экспорту молочной продукции, кондитерских шоколадных изделий и какао. Огурцы недавно впервые были поставлены в Евросоюз из подмосковных теплиц.

С января по октябрь из Подмосковья было экспортировано 56,2 тыс. т шоколадных кондитерских изделий на 162,2 млн долл. – по экспорту этих товаров Московская область идет первой среди регионов России, ее доля составляет более трети общероссийского экспорта в стоимостном выражении – 34%. Основной экспортной позицией по этому направлению является шоколад. А главными покупателями подмосковных кондитерских шоколадных изделий и какао стали Саудовская Аравия (28,2 млн долл.), Казахстан (22,7 млн долл.) и ОАЭ (15,6 млн долл.).

Кроме того, Подмосковье уже второй год занимает лидирующие позиции на рынке экспорта молочной продукции. Лидером продукции является сыр, а основными направлениями экспорта стали страны СНГ, а также США. Наиболее значимый прирост по сравнению с прошлым годом наблюдается по таким категориям, как мясная продукция (увеличение – более 200%), фрукты (97%), кофе (30,9%). По кормам для непродуктивных животных рост составил порядка 40%, по масложировой продукции – 30%.

Всего в Московской области 400 агропромышленных предприятий-экспортеров, не менее половины объема приходится на «Марс», «Перфети Ван Мелле», «Пепсико», «Кампину», «Хохланд», «Московскую пивоваренную компанию», «Данон», «Мартин», «Фрито Лей», ТД «Черкизово».

По темпам развития молочного
животноводства Московская область входит
в число регионов-лидеров. 
Фото Константина Семенца
Ведущим импортером подмосковной мясной продукции является Китай, его доля в общем объеме экспорта – 73%, далее идут Украина (16%) и Казахстан (4%). В целом наибольшим спросом пищевая продукция из Московской области пользуется в странах СНГ. В частности, Подмосковье наращивает поставку сельхозпродукции в Казахстан. Объем экспорта продукции агропромышленного комплекса Московской области в эту страну только за полгода 2020 года увеличился на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В Казахстан направляется четверть всего экспорта АПК Московской области. Спросом пищевая продукция также пользуется в Узбекистане, Азербайджане, экспортируется продукция и в Турцию, Иран, Сирию, Францию, Германию.

Большой потенциал экспорта подмосковной продукции в Китай – один из наиболее динамично растущих рынков. На этот рынок выходить непросто, там есть определенные особенности восприятия импорта местным потребителем, есть протекционизм, транспортные ограничения. Тем не менее Подмосковье в этом направлении имеет неплохой прирост.

«Если говорить об увеличении объема экспорта в Китай в натуральном выражении, то есть в количествах тонн отгруженной продукции, то прирост превышает 200% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, – рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин. – Если говорить о денежном выражении, то порядка 9% от общего объема экспорта приходится на Китай, то есть по итогам года мы ожидаем порядка 100 млн долл. общего объема поставок в эту страну. Ну и в натуральном выражении это порядка 7% – примерно 100 тыс. т различных продуктов будет поставлено в эту страну. Наиболее динамичный рост в этом направлении занимает мясная продукция. Доля объема экспорта мясных продуктов в Китай занимает более 50%».

Количество стран – импортеров продукции АПК Московской области в этом году увеличилось. Пандемия, а вместе с ней закрытие границ не стали серьезной проблемой для дальнейшего выхода на международные рынки, показатели экспорта продукции АПК стабильно растут. И в сравнении с аналогичным периодом прошлого года к традиционным рынкам сбыта прибавились новые, появилось еще девять стран – импортеров подмосковной продукции АПК: Аргентина, Австрия, Швейцария, Ирландия, Малайзия, Норвегия, Словения, Индонезия, Филиппины.

«Московская область входит в десятку крупнейших экспортеров (среди регионов РФ. – «НГ»), хотя, казалось бы, у нас не производится большого количества зерна, не производится такого большого количества других сырьевых продуктов, – отметил Андрей Разин. – Но Подмосковье славится своей переработкой, готовыми пищевыми продуктами, а это, в общем, продукты с достаточно высокой добавочной стоимостью. Поэтому мы имеем в этом смысле достаточно серьезный KPI перед государством».

Впрочем, приоритетом подмосковного АПК остается снабжение собственных жителей и поставки в другие российские регионы, в первую очередь в Москву. И эта задача выполняется так же успешно, как и планы по наращиванию экспорта. «Главным нашим потребителем является Москва. Мы традиционно кормим столицу. Это овощи, мясо, молоко и другие пищевые продукты. В этом плане достаточно большой ассортимент мы представляем нашим потребителям, – подчеркнул Андрей Разин. – Я уверен, если зайти в любой московский или подмосковный магазин, у более 50% товаров местом производства будет Московская область. Это вся линейка и кондитерских, и хлебобулочных изделий, мясо и переработки, и пельмени, – в общем, практически все, что покупают каждый день в магазине, производится на территории нашего региона». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...