2
3396
Газета Экономика Интернет-версия

09.01.2021 09:47:00

Погодные «звери» разгоняют цены на топливо

Природные явления оправдывают строительство новых российских магистралей

Тэги: газ, ес, европа, газопровод, цены, погода, северный поток2


Фото © Nord Stream 2 / Aксель Шмидт

Холодная зима может поддержать экспортеров углеводородов. Цены на газ в Азии взлетели до рекордных значений. Всему виной холодная погода и перебои с поставками. В Европе цены также штурмуют многолетние максимумы, при том, что в начале января газу из России открылась новая дорога вглубь континента по новому трубопроводу «Балканский поток». Общий фон создает благоприятные условия и для начала в середине января достройки «Северного потока-2», который может получить нового защитника от американских санкций в лице немецкого экологического фонда.

Спотовая цена на сжиженный природный газ (СПГ) в Северо-Восточной Азии достигла исторического рекорда на фоне резкого похолодания в регионе и проблем с поставками топлива. В Пекине температура воздуха падала на неделе почти до 20 градусов, что является минимальным показателем за 20 лет.

Холода в Азии, по прогнозам, могут сохранится до середины января, а температура вернется к норме лишь в середине февраля. Это заставляет конечных потребителей в Японии, Южной Корее и Китае рыскать по рынку в поисках дополнительных партий СПГ, поскольку в некоторых регионах запасы упали до критического уровня, отмечают аналитики.
Среди причин дефицита называются также проблемы у производителей (таких как Малайзия), недостаток судов-газовозов, ограничение судоходства в Панамском канале (судам из Атлантики приходится огибать Южную Америку).

Азиатский спотовый индекс Platts JKM в четверг достиг рекордного уровня в 20,7 долл за млн британских термических единиц (mbtu), что равно 739 долл за 1 тыс. куб. м. Это максимальное значение индекса за все время его расчета с начала 2009 года. Предыдущий максимум в 20,2 долл. был зафиксирован в середине февраля 2014 года.

В пятницу паника продолжилась, и на закрытии торгов были заявки на покупку СПГ с поставкой в Южную Корею в начале феврале на уровне уже 27,8 долл. Если вспомнить, что в апреле 2020 года на фоне коронавирусного обвала мирового спроса на энергоносители индикатор опускался к 2 долл., становится ясен масштаб роста - цены подскочили более чем в десять раз. Стоимость фрахта танкеров для трансатлантических перевозок СПГ также взлетела до рекордных значений: в пятницу она составила 322,5 тыс. долл. в день, что на 99 тыс. больше, чем в начале недели.
Ценовые аномалии наблюдаются и в Европе. Начало 2021 года в Европе выдалось намного холоднее 2020-го и температурный прогноз до середины января существенно ниже, чем в три предыдущие весьма теплые зимы.

В Испании, которая является ключевым звеном в мировой цепочке поставок СПГ, так как именно здесь сконцентрировано наибольшее в Европе число СПГ-терминалов, цена природного газа превысила 50 евро за мегаватт, что стало абсолютным рекордом за всю историю. С начала года цены на газ выросли здесь в два с лишним раза.

Цены на газ на самом ликвидном европейском хабе TTF в Нидерландах находятся на максимумах с января 2019 года. В 2020 году на фоне пандемии цены в Европе упали практически втрое, в мае они опускались ниже 40 долл. за 1 тыс. куб.м. Однако уже осенью котировки вернулись на докризисные уровни благодаря постепенному восстановлению спроса. В ноябре 2020 форвардные контракты с поставкой "на день вперед" и "на выходные" торговались в районе 170 долл. за 1 тыс. куб.м., однако в декабре цены пробили психологическую отметку в 200 долл и наращивают рост в январе. Цена газа на TTF с поставкой 11 января выросла до 258 долл.

Европейская газовая отрасль входит в стрессовый режим работы, который в предыдущие годы приходился на сильнейшие холода. Поступление газа в трубопроводную сеть Европы через терминалы СПГ в январе 2021 года снижается по сравнению с январем 2020 года на 46%. Весь свободный СПГ на планете забирает Северо-Восточная Азия, где текущие цены на спотовый СПГ более чем в два раза превосходят европейские котировки.

Погода заставляет Европу активно тратить запасы газа из подземных хранилищ (ПХГ). За 7 января из ПХГ было отобрано 990 млн куб.м. газа, это пятый по объему суточный отбор за всю историю европейской газовой отрасли. Больше было только в конце февраля 2018 года, когда несколько дней подряд в Европе хозяйничал холодный атмосферный фронт "Зверь с Востока".

Заполненность ПХГ в прошлое воскресенье составила 72,5%, что является минимумом с мая 2020. Но 7 января она достигла уже 69,3%, показатель вплотную приблизился к среднему показателю за предыдущие пять сезонов (68,3%). Российский "Газпром", в частности, отбирает максимальные объемы из подземных хранилищ в Европе. К примеру, из германского ПХГ "Реден" по квоте "Газпрома" отбирается максимально технически возможный объем газа - 49 млн куб. м в сутки.

При этом украинский газотранспортный коридор остается недозагруженным. В декабре 2020 года "Газпром" прокачивал через Украину 183 млн. куб. м в день. В январе он мог бы прокачивать по этому маршруту более 150 млн куб.м. в сутки (110 млн куб. м - долгосрочная бронь и 41,6 млн куб. м в сутки - дополнительное месячное бронирование). Однако с начала года "Газпром" качает через Украину не более 124 млн куб. м. в день.

Очевидно, это связано с тем, что с начала января у «Газпрома» появился еще один канал поставок природного газа в Европу, минуя Украину. Утром 1 января президент Сербии Александар Вучич запустил газопровод "Балканский поток" в своей стране. Он является продолжением одной из двух веток открытого в январе 2020 года "Турецкого потока", по которой газ из России поступает в Турцию, затем идет в Болгарию и Сербию. Длина участка составляет 403 км, а проектная мощность - 13,9 млрд куб. м газа в год. В этом направлении российский газ может поступать в Австрию (через Венгрию), а также в Боснию и Герцеговину (через Сербию).

Кроме того, 15 января, как сообщается, «Газпром» собирается возобновить укладку труб "Северного потока — 2" в водах Дании. К настоящему времени газопровод построен на 94%. Из-за объявленных санкций со стороны США со строительства в декабре 2019 ушли трубоукладчики швейцарской компании “Allseas”. В декабре 2020 года оператор проекта Nord Stream 2 AG с единственным акционером — "Газпромом" – при помощи трубоукладчика "Фортуна" уложил один из двух недостроенных участков газопровода в водах Германии. А 7 января датское энергетическое агентство подтвердило, что получило график дальнейшего строительства трубопровода, согласно которому работы по укладке газопровода планируется возобновить в датских водах 15 января 2021 года, а укладку недостроенного участка начнет "Фортуна".

Тем временем в Германии создается фонд, благодаря которому в том числе предполагается защитить интересы участников проекта строительства "Северного потока - 2". "Nord Stream 2 AG заявила, что приветствует планируемое создание правительством земли Мекленбург - Передняя Померания Фонда защиты климата и окружающей среды, который в рамках временной операционной деятельности будет поддерживать работы по завершению строительства газопровода "Северный поток - 2" для обеспечения надежных поставок природного газа.

Согласно описанию фонда, структура преследует 11 целей, так или иначе связанных с зеленой энергетикой и добычей экологически чистых энергоносителей. Последним пунктом в перечне значится "вклад в продолжение строительства газопровода "Северный поток - 2". Создание фонда одобрил также глава комитета бундестага ФРГ по энергетике Клаус Эрнст. Фонд, в частности, намерен оказывать поддержку компаниям, которые могут попасть под действие санкций США в отношении проекта.

Санкции США против "Северного потока - 2" являются открытым протекционизмом с целью продвижения их сжиженного природного газа (СПГ) на рынке Европы, заявил вице-премьер Александр Новак. Страны ЕС, по его словам, понимают это и поддерживают проект, за счет этого он все-таки будет завершен.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


dlz 21:50 09.01.2021

Развитие "Шелкового пути" КНР показало, что этот проект никоим образом не поможет нашему экспорту в эту страну. Минтранс РФ, как всегда, отличается полным отсутствием видения перспектив развития отрасли. Необходимы более энергичные действия по развитию грузовой инфраструктуры Крыма, нужно развитие на Дальнем Востоке. Угрозы Турции изменить правила пользования Босфором вынуждают искать альтернативы. Хорошим вариантом может быть 'Иранруд' - давно предлагаемый водный маршрут через ИРИ.

dlz 21:53 09.01.2021

Оцениваемая стоимость проекта - 8-9 млрд. USD. Грунты там в основном мягкие, и прокладка канала будет не такой дорогой. Для сравнения, гиперпроект переброски северных рек в СССР оценивался в 12-13 млрд. долл, а "Сила Сибири" и вовсе обошлась 15 млрд. Cеверный Морской Путь - это куда более отдаленная перспектива. К тому же, зерно им не вывезешь. Международные каналы и проливы не подлежат санкциям. Игра стоит свеч.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...