0
3439
Газета Экономика Печатная версия

28.02.2021 20:16:00

Настоящий кризис ждет регионы уже в этом году

Сокращение трансфертов из Центра обернется для субъектов России потерей финансовой стабильности

Тэги: регионы, экономика, кризис, финансовые трансферты, пандемия, коронавирус


Первый год пандемии российские регионы прошли относительно благополучно благодаря увеличению финансовых трансфертов из Центра на 54%. Доходы местных бюджетов значительно увеличились, хотя более половины субъектов РФ завершили год с бюджетным дефицитом, подсчитали эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ). Экономическая ситуация в регионах в 2021 году вряд ли улучшится, а Минфин скорее всего будет противиться наращиванию им бюджетной помощи.

Суммарный показатель собственных доходов регионов в прошлом году практически не изменился. По итогам 2020 года доходы консолидированных региональных бюджетов составили почти 15 трлн руб., или 13,65% ВВП, подсчитали эксперты ВШЭ.

Необычно большую роль в формировании региональных доходов сыграли трансферты из федерального бюджета – их доля в доходах составила около 25%. Примерно такая же помощь из Центра была оказана субъектам и в кризисном 2009 году. При этом существенно изменилась структура собственных поступлений. Экономический кризис привел к падению поступлений от налога на прибыль на 13%. А поступления от акцизов увеличились на 5,7%. Сборы от НДФЛ увеличились на 7,5%.

Однако за этой средней статистической картиной скрываются серьезные региональные различия. Собственные доходы в прошлом году сократились у 32 регионов, а у 11 из них это сокращение превысило 10%. «Лидерами по сокращению собственных доходов стали прежде всего регионы с сырьевой направленностью экономики – Тюменская область, Республика Коми, республики Татарстан и Башкортостан», – перечисляют эксперты ВШЭ. Причина такого падения понятна – это падение цен на углеводороды. Именно поэтому региональные бюджеты столкнулись с резким падением поступлений налога на прибыль, что и обусловило падение собственных доходов.

В прошлом году существенно изменилась структура трансфертов регионам из федерального бюджета. Сократилась, в частности, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом увеличилась доля субсидий. Значительной осталась и доля иных трансфертов. Также выросла доля прочих дотаций, использовавшихся для оказания помощи регионам, в том числе медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией.

Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов в % к ВВП. 
Источник Высшая школа экономики



















Расходы консолидированных региональных бюджетов в прошлом году подскочили на 15%. Увеличение расходов региональных бюджетов в первом полугодии происходило в основном за счет дополнительного финансирования здравоохранения. Так, расходы на здравоохранение выросли на 71% год к году, на социальную политику – на 23%. А расходы на обслуживание долга сократились на 5%.

В неизменных ценах расходы региональных бюджетов выросли в 2020 году на 11%. Этот показатель оказался самым высоким за всю новейшую российскую историю. Дефицит консолидированных региональных бюджетов составил в прошлом году 677 млрд руб., что стало рекордным показателем с 2006 года. В Счетной палате (СП) ранее также подтверждали, что 2019 год российские регионы завершили с профицитом в 4,7 млрд руб. А 2020-й с дефицитом бюджетов завершили почти две трети российских регионов. «58 регионов имели дефицит от 1% до 21%», – заявила в эфире радио «Эхо Москвы» профессор МГУ Наталья Зубаревич. Для сравнения: в 2019-м таких регионов было 35, в 2018-м – всего 15.

Заметно увеличилась и долговая нагрузка регионов. Так, суммарный региональный и муниципальный долг на конец 2020 года вырос почти на 400 млрд руб., составив таким образом 2,8 трлн руб., или 2,7% ВВП. При этом в Санкт-Петербурге долг вырос в 2,8 раза, в Пермском крае – в 2,3 раза, в Кемеровской области – в 1,9 раза, в Камчатском крае и Иркутской области – в 1,7 раза, Челябинской области – в 1,6 раза. Впрочем, в 25 регионах госдолг снизился, а в 11 – остался на уровне начала 2020-го, рассказывали в СП.

«Такой прирост долга свидетельствует о том, что примерно 290 млрд руб. бюджетного дефицита регионов было профинансировано за счет средств на бюджетных счетах», – рассказывают в Центре развития.

Отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам субъектов РФ составило 27,3%, однако в трех регионах объем госдолга превысил 100% доходов. Среди таких отличившихся аудиторы называют Мордовию (195,2%), Хакасию (137,5%) и Удмуртию (130%). Еще в 17 регионах госдолг превысил 70% по отношению к объему налоговых и неналоговых доходов, отмечали в ведомстве.

При этом федеральные чиновники намерены сократить дотации субъектам в 2021 году. В 2020-м только на компенсацию выпадающих доходов регионов в связи с пандемией федеральный кабмин направил 300 млрд руб., тогда как в 2021 году бюджетная поддержка субъектов РФ запланирована в объеме 100 млрд. Глава Минфина Антон Силуанов отмечал, что его ведомство сейчас «очень аккуратно относится к расходам текущего года» с тем, чтобы эти средства, если они не будут использованы, перешли в резерв правительства, а дальше – на усиление поддержки регионов. При этом на выполнение национальных целей, обозначенных указом президента, регионам будут выделять 700 млрд руб. межбюджетных трансфертов ежегодно. «Будем предметно мониторить ситуацию с исполнением региональных бюджетов и, конечно, оказывать помощь для исполнения первоочередных обязательств», – обещал министр.

Урезание трансфертов регионам чревато печальными последствиями, считают эксперты. «Законом о федеральном бюджете на 2021–2023 годы трансферты из федерального бюджета регионам по сравнению с фактическим уровнем 2020 года должны будут сократиться на 25%», – напоминают в ВШЭ, полагая, что это негативно скажется и на поступлениях НДФЛ. Если же предположить, что в текущем году увеличатся поступления от налога на прибыль в региональные бюджеты в связи с ростом экономики, то это вернет доходы субъектов РФ на уровень 2019 года, рассуждают ученые.

Многие регионы в текущем году могут оказаться в более сложном финансовом положении, чем в 2020 году. «В такой ситуации федеральному Центру целесообразно сохранить поддержку регионов в части бюджетных кредитов в масштабах 2020 года и найти возможность увеличить бюджетные трансферты сверх запланированного уровня», – подчеркивают в Центре развития. «Учитывая резервы федерального бюджета, помимо Фонда национального благосостояния дополнительные средства на поддержку регионов в 2021 году могут быть найдены без нарушения его общей конструкции», – считают в ВШЭ.

Базовый фактор – сильное снижение поступлений налога на прибыль – никуда не делся, утверждает Зубаревич. А трансферты федерального Центра остаются единственной поддержкой регионов. «Малый и средний бизнес замерли в ожидании экономической оттепели, у крупного бизнеса в инвестиционных программах расписана каждая копейка. Иностранным инвесторам практически нет дела до проблемных и не совсем прозрачных по их критериям российских регионов. Это не Москва, Казань, Санкт-Петербург и Краснодар, куда бы они инвестировали. Получается, что единственный, кто может оказать такую беспрецедентную помощь регионам, – это федеральный Центр», – отмечают в аналитическом центре «Альпари».

Удар по экономике и социальной сфере может обойтись гораздо дороже, говорит гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. При этом ресурсы для помощи регионам имеются. «Сохранились федеральные резервные фонды. Есть возможность и для новых федеральных займов», – рассуждает он. Правда, есть риск, что наращивание помощи приведет к разгону инфляции, а региональные власти, не привыкшие к большим деньгам, не сумеют ими эффективно распорядиться, что приведет к финансовым потерям, росту казнокрадства и коррупции. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...