0
6032
Газета Экономика Печатная версия

29.04.2021 20:40:00

Потребительский оптимизм готов к испытанию майскими каникулами

В апреле желание граждан тратить деньги снижалось

Тэги: экономика, майские праздники, потребительские настроения, потребительское доверие, коронавирус, пандемия, covid 19, вакцинация


Большинство россиян длинные выходные проведет на даче. Фото РИА Новости

Зарубежные исследования свидетельствуют о восстановлении потребительских настроений россиян в апреле. Что примечательно, они восстанавливаются даже быстрее, чем в среднем по миру. Однако вряд ли это можно назвать устойчивым трендом, считают эксперты. Внутрироссийские опросы показывают ухудшение потребительских настроений в марте и апреле. В мае потребительскому оптимизму предстоит серьезное испытание: вероятный рост заболеваемости может вернуть население к самым осторожным моделям поведения.

В четверг в России было зафиксировано свыше 9 тыс. новых случаев заражения COVID-19. Для сравнения: днем ранее было выявлено свыше 7 тыс. заболеваний. В целом в мире зафиксировано свыше 800 тыс. новых случаев.

Разрастание третьей волны коронавируса ставит под сомнение возможность восстановления в мире потребительской уверенности, тогда как еще недавно зарубежные исследователи фиксировали его рост.

Глобальный индекс потребительского доверия в апреле продолжил рост, прибавив 0,8 пункта к пандемическому максимуму, зафиксированному в прошлом месяце, сообщила компания Ipsos. Ее глобальной индекс потребительского доверия рассчитывается на основе опроса 17,5 тыс. взрослых в возрасте до 75 лет из 24 стран мира. В итоге мировой индекс потребительского доверия составил в апреле 45,5 балла, что всего на 3 пункта ниже значения в марте 2020 года, перед объявлением COVID-19 пандемией. Несмотря на то что это все еще ниже уровней начала 2020 года, не исключается, что при текущих темпах восстановления уверенности потребительские настроения выйдут на докризисный уровень уже к концу лета.

В апреле 7 из 24 стран показали значительный рост своего национального индекса по сравнению с мартом 2021 года. Среди отличившихся: Израиль (+3,5), США (+3,3), Великобритания (+3,1), Испания (+2,6), Япония (+2,1), Южная Корея (+1,5) и Канада (+1,8). Падение индекса наблюдалось в Бразилии (–2,3) и Турции (–1,5).

Россия по этой шкале также прибавила в апреле один условный пункт потребильского оптимизма. В результате Россия оказалась в пятерке стран, где индекс оптимизма сейчас выше, чем до кризиса. Другие члены «пятерки» – Швеция, Великобритания, Китай и Австралия. Однако есть эксперты, которые объясняют формальное восстановление потребительского оптимизма доминированием пессимистических настроений: «у нас все плохо, но менее плохо, чем было».

Примечательно, что внутрироссийские исследования фиксируют не улучшение, а ухудшение потребительских настроений. Потребительские настроения в апреле ухудшились – показали опросы компании «инФОМ», проводимые в интересах Центробанка. По шкале «инФОМ» индекс потребительских настроений составил 88 пунктов, против 89,9 месяцем ранее. И на фоне анонсируемого восстановления экономики динамика потребительских настроений выглядит удивительно. Экономисты связывают это с ускоряющейся инфляцией, которая съедает все большую часть доходов.

Альтернативную картину показывают исследования компании Boston Consulting Group (BCG) и исследовательского холдинга «Ромир»: россияне прошли испытания пандемией и сейчас постепенно начинают возвращаться к жизни до коронавируса. «Положительная динамика наблюдается по 44 из 50 категорий товаров и услуг», – отмечают исследователи.

Холдинг «Ромир», еженедельно оценивающий траты россиян, также указывает на их рост. Так, на неделе с 19 по 25 апреля 2021 года недельные расходы россиян составили свыше 5 тыс. руб., что почти на 15%, или 650 руб. больше, чем годом ранее. «Если сопоставить текущее значение недельных расходов со среднегодовым показателем за год, то на прошлой неделе они показали рост на 8,4% (395 руб.)», – отмечают в «Ромире». В то же время, если сравнивать текущие траты с расходами неделей ранее – они снизились на 1,1%, указывают исследователи. Сами эксперты такое сокращение недельных расходов связывают с волатильностью.

Впрочем, нельзя рассуждать просто в категориях роста или снижения, пандемия в целом изменила потребительские приоритеты россиян, говорится в исследовании Tinkoff Data. Его выводы базируются на опросе 6,5 тыс. человек. В частности, каждый четвертый россиянин стал реже покупать продукты и товары, а каждый пятый – снизил свое потребление ради более качественных продуктов.

В наибольшей степени сократились траты на плодоовощную продукцию. «Покупки яблок в денежном выражении упали на 60% год к году. Траты на морковь, апельсины, капусту и хлебобулочные изделия сократились более чем на 40%, картофель – на 30%, муку – на 13%», – рассказывают эксперты. Россияне также стали меньше есть и мяса. «Расходы на говядину уменьшились на 25%, свинину – на 13%», – отмечают специалисты.

Эксперты полагают, что потребительские расходы россиян будут оставаться под давлением в связи с ростом ценами на плодоовощную продукцию.

Некоторый рост потребительской активности наблюдается и в сфере услуг, и в первую очередь в туризме. Однако главная причина для этого – длинные майские праздники. «Расширение» майских праздников резко увеличило количество запросов на авиабилеты – в среднем в 1,5 раза, а лидеры топа показывают рост интереса и больше, чем в три раза», – сообщили эксперты сервиса OneTwoTrip. Они сообщают, что путешественники предпочитают Москву, Сочи, Санкт-Петербург, Симферополь, Калининград, Краснодар, Минеральные Воды, Казань, Уфу и Анапу. Среди зарубежных стран чаще всего ищут перелеты в Египет, Армению, ОАЭ, на Кипр и в Черногорию, добавляют эксперты сервиса. По мнению президента Российского союза туриндустрии Андрея Игнатьева, самыми популярными направлениями на предстоящие майские праздники стали Сочи, Крым, Кавказ и Санкт-Петербург. Средняя стоимость тура при этом составляет 25–35 тыс. руб. на неделю на одного человека, уточнил он.

Однако ажиотажные настроения не должны внушать лишний оптимизм. Текущий всплеск бронирований вряд ли можно назвать устойчивой тенденцией. Большинство же россиян все равно проведут длинные выходные дома или на даче. Как следует из результатов опроса, проведенного банком «Открытие», проводить праздники дома или на даче планируют почти 70% граждан РФ.

При этом половина опрошенных намерены потратить за каникулы не более 15 тыс. руб., рассказывают в банке. Между тем, согласно опросу, совсем не готов расходовать деньги на отдых в майские праздники каждый четвертый россиянин. Еще 13% планируют потратить от 15 тыс. до 30 тыс. руб., 6% опрошенных – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., свыше 50 тыс. руб. за праздники намерены потратить не более 3% опрошенных.

По мнению экспертов «НГ», замеры, свидетельствующие о более высоком восстановлении потребительской активности, носят скорее психологический характер. «Оптимизм во многом связан со смягчением ограничений, введенных для борьбы с коронавирусом», – уверен доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. «Более высокая потребительская уверенность россиян связана с тем, что в России не было чрезмерно жестких мер карантинного характера для борьбы с COVID-19», – соглашается ведущий аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков.

По мнению финансового эксперта Ивана Солдатова, в РФ улучшение потребительской уверенности связано с закредитованностью населения. «Экономика стремится к западному пути развития, что влечет за собой «внушение нормальности» жить в кредит», – рассуждает эксперт. Он не исключает, что май покажет дальнейший рост потребительской уверенности. «В стране практически полмесяца будут майские праздники, естественно, мы увидим рост почти во всей товарной индустрии, относящейся к майским праздникам и наступающему дачному сезону. В России внутренний туризм также покажет нам хороший рост», – не сомневается Солдатов.

Впрочем, надежда на рост потребительской уверенности может сойти на нет в случае разворачивания в стране третьей волны коронавируса. «Пока официально о третьей волне в РФ не объявлено – если это произойдет, потребительские настроения граждан начнут снижаться. А судя по тому, что наша страна в статистике пандемии отстает от Европы на три недели, от Азии – на четыре недели, резкий подъем заболеваемости возможен во время длительных майских выходных», – не исключает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Он ожидает, что перед выходными почувствуют увеличение прибыли узкие сегменты торговли, при этом наверняка просядет сектор услуг, непродовольственный сектор торговли, а также обрабатывающая промышленность. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...