0
2
Газета Экономика Печатная версия

12.05.2021 21:02:00

Легальное производство водки сократилось на 11%

Коронавирус и действия властей меняют алкогольные предпочтения россиян

Тэги: производство, алкгольная продукция, экзотические напитки, потребительские предпочтения


В апреле производители водки снизили обороты. Фото РИА Новости

Производство алкогольной продукции в России в апреле заметно, на 6,4%, снизилось, сообщил Национальный союз защиты прав потребителей (НСЗПП). В частности, производство водки уменьшилось – на 11,9%, до 6,3 млн декалитров (дал). Выработка шампанских и игристых вин снизилась в апреле на 25%, фруктовых – сократилось на 36,7%, а винодельческой продукции – на 11,5%.

Последние официальные данные Росстата говорят о росте производства алкогольной продукции в первом квартале. Однако независимые эксперты сообщают о резком спаде производства в апреле.

По данным Росстата, производство напитков в марте 2021 года выросло на 8,5%. Минэкономразвития сообщало о росте производства в первом квартале 2021 на 8,8%. Минсельхоз рассказывал об увеличении выпуска тихих, игристых и ликерных вин на 6%, до 8,3 млн декалитров (дал) в сравнении с тем же периодом прошлого года. Причиной роста называли увеличение господдержки и инвестиций, в результате которых за последние пять лет в России заложили более 25 тыс. га новых виноградников.

Росстат со ссылкой на данные Росалкогольрегулирования отмечал, что в стране в январе производство вина выросло на 35,8% – до 1,5 млн дал, но шампанского – снижалось на 45% по сравнению с показателем за аналогичный период 2020 года, производство водки – на 12%, а коньяка – на 25,6%.

В феврале, по данным Росалкогольрегулирования, производство водки увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 2,8%, составив 5,2 млн дал, коньяка – на 14,6%, а вина приросли на 25,9% до 2,2 млн.

В целом за четыре месяца 2021 года алкогольная отрасль РФ произвела 48,9 млн дал продукции (без пива, напитков, изготовляемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи), что на 1,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года, отметили в НСЗПП. Но производство водки за четыре месяца уменьшилось на 2,3%, до 21,5 млн дал, коньячные предприятия сократили производство на 5,9%, до 2,4 млн дал. Производство тихих вин в январе–апреле составило 9,2 млн дал (на 17,1% больше). А выработка шампанских и игристых за четыре месяца снизилась на 26,1%, до 2,5 млн дал. Производство фруктовых (плодовых) вин составило 3,1 млн дал (на 14,4% меньше). Винодельческой продукции – 17,4 млн дал (на 1,2% меньше).

Для получения более объективной картины имеет смысл проводить анализ объемов производства и оборота алкогольной продукции за более длительный период, чем один месяц, заявили «НГ» в Росалкогольрегулировании. «По данным ЕГАИС, объем производства алкогольной продукции с начала года составил более 301,1 тыс. дал, что на 2,6% больше, чем годом ранее. При этом объем производства маркируемого алкоголя вырос на 1,2%, а пивоваренной продукции на 2,9%. Ситуацию на алкогольном рынке можно с уверенностью оценивать, как стабильную.

Также хотел бы обратить ваше внимание, что снижение производства одних видов продукции в тот или иной период времени может компенсироваться за счет роста производства других», – сообщили в ведомстве.

Сравнение объемов производства в начале 2021 года с такими же месяцами прошлого года абсолютно не показательно, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Сравнивать надо с 2019 годом, тогда можно получить представление о том, что происходит на рынке в реальности, – сказал «НГ» эксперт. – Дело в том, что с начала 2020 года правительство значительно повысило ставки акцизов на алкоголь, и производители заранее нарастили производство в 2019-м, сделав запас. Поэтому производство вина и крепкого алкоголя в первые месяцы 2020 года сильно упало. А если сравнивать первые четыре месяца 2021 года с аналогичным периодом 2019-го, то мы увидим падение производства на четверть. И если падение производства крепкого алкоголя составило 11%, то можно говорить о том, что государство фактически разгромило производство винодельческой продукции – производство винных напитков (заменителей «тихих» вин и шампанского) сократилось в три раза. В целом, если судить по данным ЕГАИС, можно сказать, что 20% потребителей вообще отказались от алкогольной продукции», – говорит эксперт.

Однако, несмотря на принимаемые правительством меры по автоматическому контролю за продажей каждой бутылки, тема контрафактной продукции сохраняет актуальность. В 2020 году власти отчитались о ликвидации 118 нелегальных производств и изъятии 19,9 млн литров спиртосодержащей продукции. Для решения проблемы с продажами контрафактного алкоголя в России нужно унифицировать ставки акцизов в странах Таможенного союза (ТС), перенести уплату акциза с этапа производства на этап розничных продаж, разрешить торговлю алкоголем в интернете с жестким лицензированием этой деятельности, предлагал бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Дробиз отмечает, что пандемия и ограничения зарубежных поездок привели к определенным изменениям на рынке алкогольной продукции: «Если раньше около половины нашего среднего класса, а это примерно 15 млн человек, могли выпивать во время выезда за границу, то из-за локдауна и ограничений эти люди пили в РФ. Причем довольно заметно выросло потребление рома, джина, текилы, абсента и других импортных напитков. Более того, несколько выросло производство этих видов продукции в РФ».

Член Гильдии маркетологов России, эксперт по маркетингу крепкого алкоголя Руслан Брагин связывает увеличение потребления экзотических напитков не только с закрытием границ, но и с культурным фактором: «Пока не было ясности с лечением, многие применяли экзотические способы для профилактики. Когда прошел слух о том, что от ковида помогают антималярийные лекарства, многие россияне вспомнили книги и сериалы, где колонизаторы защищались от болезней джином, виски и ромом. Потребление джина выросло за время локдауна на 57%, тогда как водки – только на 0,5%», – сказал он «НГ».

По данным ЦИФРРА, виски и тому подобных напитков в 2020 году произвели почти на треть (31%) больше, чем за 2019-й. За первые два месяца 2021 года этой продукции (которую в Центре называют «самогонной экзотикой») продано на 94% больше, чем за первые два месяца 2020-го, и на 89% больше, чем за аналогичный период 2019-го. Впрочем, эта «антималярийная» экзотика по объемам сильно уступает более традиционным отечественным изделиям: ее в январе-феврале 2020-го произвели в объеме около 0,5 млн дал., коньяка – 1,1 млн, а водки – 9,1 млн дал.

В конце апреля стало известно, что Минфин РФ обсуждает идею установления минимальных розничных цен (МРЦ) на все алкогольные напитки, – ранее с такой рекомендацией к министерству обратились в Совете Федерации. В Минфине также уточняли, что для этого необходимо внести поправки в договор о ЕЭАС, документ уже подготовлен, и идут консультации с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, сообщали СМИ.

Дробиз отмечал, что цены на водку и пиво отечественного производства вырастут в этом году минимум на 5%. При этом любителям российских вин придется раскошелиться еще больше: цены подскочат на 10–15%, поскольку на рынке ожидается 40-процентный дефицит сырья. По словам эксперта, это связано с запретом на использование импортных виноматериалов в российском производстве. «Что касается импортной алкогольной продукции, то на нее цены вырастут примерно на 5%», – прогнозирует Дробиз. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...