0
3420
Газета Экономика Печатная версия

20.07.2021 20:32:00

Беднеющее население прокатят на электромобилях

Неразвитость инфраструктуры и низкие доходы граждан помешают планам развития низкоуглеродного транспорта

Тэги: никоуглеродный транспорт, электромобили, льготные кредиты, минпромторг


Глава Минпромторга Денис Мантуров уверен в скором серийном запуске производства электрокаров в РФ. Кадр из видео с канала «Эхо Москвы» в Самаре на YouTube

В России обещают в скором времени запустить в серийное производство собственную линейку электромобилей, а чтобы на них был спрос – выдавать на них льготные кредиты. Такие планы, в частности, озвучил глава Минпромторга Денис Мантуров. Что такое «скорое время», впрочем, не очень понятно. Чиновники обещали запустить массовое производство отечественных электрокаров еще в прошлом году. Для развития альтернативы бензиновому транспорту в РФ несколько главных ограничений: недоразвитость инфраструктуры, высокая стоимость электрокаров и низкие доходы населения, говорят эксперты.

Глава Минпромторга отмечает, что власти намерены с 2022 года распространить программы льготного лизинга и льготного автокредитования на низкоуглеродный транспорт: на электроавтомобили, а в последующем и на водородные авто.

При этом министр подчеркнул, что в следующем году льготной программой для покупки автомобилей по-прежнему смогут воспользоваться те, кто покупает автомобиль впервые, семьи с детьми, работники здравоохранения, а также те, кто сдает старый автомобиль дилеру в trade in.

Он также отметил, что это предложение в целом согласуется с Концепцией по развитию производства и использования электротранспорта до 2030 года, которую министерство разработало и внесло в правительство совместно с Минэкономразвития (МЭР).

К слову, ранее также сообщалось, что в ведомстве Максима Решетникова готовят целую программу поддержки электромобилей в России на общую сумму более чем 400 млрд руб. В целях концепции развития – рост доли электромобилей с 0,1 до 15% рынка.

Заметим, днем ранее премьер РФ Михаил Мишустин объявил о работе над выпуском собственной линейки электромобилей в России. «По направлению технологического развития хочу отметить проект по созданию собственной линейки электромобилей, в том числе на водородных топливных элементах», – рассказал он, выступая на Совете по стратегическому развитию и проектам с президентом РФ Владимиром Путиным.

Денис Мантуров обещает, что в РФ будет широкая линейка различных собственных электрокаров. «Это не только Zetta и «Кама», названия которых на слуху. Компания Evocargo разработала электромобиль для перевозки грузов до 1,5 т с системами автопилотирования и высоким уровнем автономности», – рассказал он в интервью «Российской газете», добавляя, что в третьем квартале этого года электромобиль оснастят энергетической установкой на основе топливных элементов. «Кроме того, в 2022 году запланирована разработка серийной электроверсии магистрального тягача грузоподъемностью до 33 т. Компания SberAutoTech (Сбербанк) уже представила прототип полностью автономного электрокара. Ранее свои электромобили представляли АвтоВАЗ и «Группа ГАЗ», – продолжил чиновник.

При этом министр никак не обозначил сроки начала серийной сборки электрокаров в стране. «Сложно говорить по количеству и годам. Могу лишь сказать, что у каждой из компаний – SOLLERS УАЗ, ГАЗ, КамАЗ – планы такие есть. Легковой электрический транспорт для нас пока все еще экзотика, но этот и следующий годы будут показательными, исходя из реализации планов наших автопроизводителей», – пообещал он.

При этом ранее он сообщал, что производство в России автомобилей, работающих на водороде, начнется в 2024 году. Выпускать же электромобили в стране начнут раньше, обещал он.

К слову, серийный запуск электрокаров российские чиновники обещают не впервые. К примеру, тот же Денис Мантуров в марте этого года обещал, что серийное производство первого российского электромобиля Zetta стартует до конца этого года. А до этого в министерстве заявляли, что машины Zetta могут запустить в серийное производство в 2020 году. СМИ писали, что сроки были отложены из-за того, что компания не смогла получить заем в размере около 100 млн руб. под 1% годовых от Фонда развития промышленности (ФРП). Вероятно, сложную ситуацию в компании подтверждает и тот факт, что в сентябре–ноябре 2020 года российский разработчик электромобилей Zetta не выплатил сотрудникам зарплату на сумму более 4 млн руб., сообщала прокуратура Центрального района Тольятти. Позднее эта проблема была решена. При этом ранее компания планировала уже к 2023 году продавать до 15 тыс. электрокаров в год. Стоимость в базовой комплектации составит скромные 550 тыс. руб., обещали в компании.

Вероятно, дополнительно спрос на электромобили и будет формироваться за счет государственных программ стимулирования. Однако пока интерес к покупке электрокара в России сложно назвать устойчивым. По итогам 2021 года в стране будет продано около 1 тыс. электрокаров, что составляет 0,1% от общего объема продаж, рассказывали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Однако в организации ждут ежегодного удвоения продаж каждый год. Правда, главное условие для этого – развитие соответствующей инфраструктуры, подчеркивают в АЕБ. Стимулировать продажи электрокаров, по их мнению, будут и нулевые ввозные пошлины на импорт электромобилей.

1 тыс. проданных электрокаров – это, конечно, капля в море. Для сравнения: только по итогам июня в стране было продано свыше 157 тыс. автомобилей. По итогам года в РФ будет продано свыше 1,7 млн легковых авто, прогнозируют в АЕБ. В свою очередь, общее число электрокаров в РФ сегодня – около 10 тыс. единиц.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что электрокары пока что смогут приобрести только обеспеченные жители крупных городов, где будет развита необходимая инфраструктура. Стимулировать продажи такого транспорта бессмысленно, пока в стране не будет соответствующей инфраструктуры, говорит ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

А инфраструктуры этой пока нет. Практически полное отсутствие зарядных станций – проблема для потенциальных владельцев электрокаров, отмечает основатель маркетплейса по аренде авто GetRentacar.com Александр Першиков. «Например, в 2020 году в Москве – городе, который лидирует по числу зарядных станций, – их насчитывалось всего 104 шт., в Санкт-Петербурге – 53 шт., в Челябинске – 10», – рассказывает он. «В 2021 году действуют только 300–400 зарядных станций, большая часть которых находится в Москве. При этом с учетом парка электромобилей в объеме 10 тыс. единиц существует потребность как минимум в 1,2 тыс. зарядных станций», – добавляет гендиректор компании «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. В результате, рассказывают в компании АВТОDOM, в Московском регионе на 1,1 тыс. бензиновых заправок приходится лишь около сотни зарядных станций, в Санкт-Петербурге – вполовину меньше.

В целом довольно легко можно представить ситуацию, когда водитель электромобиля просто встанет посреди дороги, а до ближайшей зарядной станции будет еще очень приличное количество километров, отмечает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. По его мнению, для того чтобы избежать этого, зарядные станции должны быть в каждом населенном пункте и на каждой дороге как минимум муниципального значения, что потребует очень серьезных затрат.

Другое важное ограничение – низкие доходы населения, что делает покупку электрокара невозможной для большой части населения РФ. «Средняя стоимость электромобилей составляет 5 млн руб., что даже с учетом льготного автокредитования делает инновационный транспорт доступным только людям с высоким доходом и выше среднего», – рассказывает Першиков.

«Самая приобретаемая модель в нашей стране – Nissan Leaf (40% от всего объема продаж), и его средняя стоимость составляет 2,5 млн руб., что делает невыгодным приобретение на фоне снижения доходов россиян», – приводит пример Терлюкевич, отмечая, что на сегодняшний день владельцами электрокаров становятся люди с высоким уровнем дохода, а также компании, реализующие собственные программы по снижению вредных выбросов в атмосферу, операторы такси и каршеринга.

Эксперты уверены: без программы субсидирования продавать отечественные электрокары в РФ будет сложно. И в других странах государство в принципе стимулирует граждан к покупке экологичных видов транспорта. «Например, в Германии и Франции автомобилист, купивший экологически чистое авто меньше, чем за 44 тыс. евро, получает субсидии в размере 6 тыс., в Британии населению предлагают скидки и гранты на покупку электрокаров – 3,5 тыс. долл, в Амстердаме – 5 тыс. евро», – рассказывает Першиков. Как считает эксперт, возможно, именно введение дополнительных мер стимуляции к покупке электромобиля позволит увеличить их количество в России.

Для массового использования электромобилей необходимо соблюдение трех основных условий. «Во-первых, это должно быть финансово выгодно по сравнению с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Во-вторых, это должно быть удобно – люди не должны каждый раз думать, где им можно подзарядить авто. Автомобиль должен иметь запас хода между зарядками больше 500 км. В-третьих, надежность и ремонтопригодность», – перечисляет гендиректор «ГрупАвто Рус» Эдуард Арамян. И если государство сможет обеспечить главный фактор удобства эксплуатации – обширную инфраструктуру зарядных терминалов, то бизнес оперативно обеспечит остальные – увеличение запаса хода, надежность и ремонтопригодность, считает он. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...