0
3143
Газета Экономика Печатная версия

17.10.2021 20:31:00

Число депрессивных регионов может удвоиться

В черный список правительства попадут новые субъекты Федерации

Тэги: депрессивные регионы, программы развития, социальные расходы


Власти собираются увеличить список депрессивных регионов, а также продлить программу их поддержки еще на пять лет – теперь до 2030 года. Сейчас в список «отстающих» правительство РФ включило только 10 из 85 регионов страны. Однако, если немного расширить критерии отсталости, в этот перечень может попасть до трети территорий. Курирование министрами регионов и даже целых округов напоминает экспертам «НГ» шефство заводов над колхозами в советские времена. Подобную шефскую работу министров многие называют имитацией активности со стороны чиновников.

Список регионов с низким уровнем социально-экономического развития пополнят еще несколько субъектов РФ, сообщил первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров.

«У нас есть 10 регионов с так называемым низким уровнем социально-экономического развития. Сейчас к ним добавляются новые», – сказал Федоров в ходе рабочей поездки в Удмуртию. Он уточнил, что речь идет как минимум о двух регионах, в числе которых, в частности, Астраханская область. Федоров также добавил, что программа, направленная на поддержку таких регионов, будет продлена с 2025 до 2030 года.

Для отстающих были написаны индивидуальные программы развития. Депрессивные регионы получили из казны дополительно по 5 млрд руб., а также персонального министра-куратора. Кроме того, глава правительства регулярно посещает проблемные территории. Но ситуация на местах ухудшается и никто из отстающих так и не выбился в «передовики» (см. НГ от 02.03.21). Между тем система кураторов из Москвы, существующая с 2019 года, даже получила продолжение: в июле премьер-министр Михаил Мишустин назначил своих замов кураторами еще и федеральных округов.

Сейчас в список отстающих регионов входят Адыгея, Алтайский край, Калмыкия, Карелия, Курганская область, Марий Эл, Псковская область, Республика Алтай, Тува и Чувашия. Это регионы, которые заняли худшие позиции в рейтинге Минэкономразвития из четырех показателей: среднедушевые доходы жителей региона, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, безработица и инвестиции в основной капитал. Во всех отобранных регионах среднедушевые доходы населения меньше, чем в среднем по стране, и все они получают помощь из федерального бюджета.

Нередки ситуации, когда правительство РФ вынуждено вмешиваться в решение вполне обычных для регионов проблем. В прошлую пятницу, например, Мишустин отчитал губернатора Орловской области Андрея Клычкова и потребовал от членов правительства подключиться к проблеме многопрофильного медицинского центра в Орле, который строится или не строится уже 14 лет.

Однако вряд ли Орловская область попадет в новый черный список правительства. Дело в том, что в опубликованном в конце мая рейтинге социально-экономического положения регионов Орловская область занимает 62-е место с 27,929 условного балла. У находящейся на верхней строчке рейтинга Москвы – 83,929 балла. А у замыкающей список Еврейской автономной области – всего 10,682 балла. Если исходить из регионального списка, составленного экспертами агентства «РИА Рейтинг», перспектива включения в список отстающих Астраханской области также выглядит нестандартным решением. Ведь в федеральном рейтинге Астраханская область находится на 53-м месте с 32,912 условного балла.

* - в 2019 году. Источник: Росстат
«Астрахань – это типичный середняк. По каким критериям власти отбирают регионы в отстающие, до конца непонятно, – сказала «НГ» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – В целом идея поддержать регионы – неплохая. Тем более что это делается по отношению к регионам и из других списков: огромные дотации получают кавказские республики, есть отдельные программы поддержки Крыма, Дальнего Востока, Калининграда. Если 10 отстающим регионам выделили по 5 млрд руб., с одной стороны, это хорошо, но опять непонятно, по каким критериям одна и та же сумма выделяется Алтайскому краю с 2,3 млн населения и, например, Курганской области, где проживает менее миллиона человек».

Курирование десятки отстающих регионов отдельными министрами похоже на шефство, которое существовало в СССР над колхозами, пионерскими лагерями, продолжает эксперт. «Но например, Минобразования может оказать поддержку только по своей линии, образовательным учреждениям. Как оно может отвечать за комплексное развитие региона – не вполне понятно. Вся эта инициатива все же больше похожа на традиционную для чиновников имитацию активности», – рассуждает Зубаревич.

В пятницу Михаил Мишустин занимался еще одним макрорегионом. Он провел стратегическую сессию, на которой обсуждался вопрос, как обеспечить рост населения на Дальнем Востоке (ДФО). По данным Росстата, в той же Еврейской автономной области население за 2019 год сократилось на 1,15%, а рекордсменом стала Магаданская область с оттоком в 1,38%. Причем тенденцию не удается переломить даже за счет гораздо более серьезных, чем по 5 млрд руб. на регион, вливаний. По словам куратора ДФО, вице-премьера Юрия Трутнева, в регион через инструменты господдержки пришло 2 трлн руб. инвестиций, построено чуть больше 400 предприятий.

В сентябре, однако, регионы округа жаловались, что им доходов хватает только на выживание. «Для Камчатского края объем первоочередных расходов в бюджете составляет 92%, для Еврейской автономной области – уже 97%, а это значит, что никакого опережающего развития за счет бюджетных средств мы объективно не можем обеспечить», – заявил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. По его словам, из 11 субъектов ДФО 10 находятся ниже среднероссийского уровня по бюджетной обеспеченности, из них четыре относятся к регионам со сверхнизкой бюджетной обеспеченностью. «Мы вынуждены реализовывать бюджет выживания, а не бюджет развития. Если в целом за последние годы мы видим приоритизацию Дальнего Востока по вниманию федеральной власти, то с точки зрения объемов бюджетных трансфертов их доля даже снизилась с 30 до 23%», – констатировал он.

О том, что у регионов практически не остается средств на развитие, говорила недавно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «У регионов за последние годы сократились инвестиционные расходы. Им приходится больше тратить на текущие нужды. То есть средств на развитие порой практически не остается», – сказала Матвиенко на парламентских слушаниях о параметрах проекта федерального бюджета на 2022-й и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Развитие регионов возможно, только если обеспечивается долгосрочная устойчивость и самодостаточность их консолидированных бюджетов, подчеркнула она. «Понятно, что пандемия заставила все регионы экстренно адаптироваться к новым условиям, резко нарастить социальные расходы», – объяснила Матвиенко ситуацию. Она отметила, что важно обеспечить финансирование в полном объеме всех переданных регионам полномочий, а также решений, принятых на федеральном уровне. Например, сенаторы считают, что в федеральном бюджете заложен недостаточный объем ассигнований, выделяемых бюджетам регионов на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

Матвиенко напомнила, что в Совфеде поддерживают новые подходы к распределению дотаций. «Изначально дотации направлены на стимулирование отстающих регионов, но важно также не дестимулировать развитие других субъектов. Поэтому в 2022 году будет предусмотрена компенсация дотации на выравнивание для тех регионов, которые станут донорами, и при этом неснижение дотации для остальных субъектов Федерации», – обратила внимание Матвиенко. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней