0
2639
Газета Экономика Печатная версия

19.10.2021 20:16:00

Электрический транспорт угрожает дорожному строительству

Большегрузы заплатят за проезд и по региональным дорогам

Тэги: транспортная стратегия, дорожные фонды, финансирование, рспп, платон, платные дороги


Ремонт федеральных и региональных трасс оплачивается из бюджета не одинаково. Фото с сайта www.rosavtodor.gov.ru

Во вторник президент РФ Владимир Путин поручил детально подготовить план реализации транспортной стратегии РФ до 2030 года. Необходимо создавать план «в прямом диалоге» с регионами и ведущими отраслевыми компаниями, потребовал глава государства. Чиновники опасаются снижения поступлений в дорожные фонды и неравномерности финансирования региональных дорожных строек. В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) предложили распространить сборы системы «Платон» не только на федеральные, но и на региональные дороги. Идея расширения платного проезда по дорогам не отвергается в транспортной стратегии.

«По всей стране мы должны не только строить дороги и вокзалы, плоты и пристани, но и содержать их достойно. Содержать действующие и строящиеся, построенные объекты. Своевременно, качественно проводить их ремонт, обеспечивать нормативное состояние региональной и муниципальной инфраструктуры. Поэтому важно в рамках имеющихся возможностей найти оптимальный баланс между расходами на новые стройки и на содержание инфраструктуры, чтобы у нас не получалось, как иногда бывает – мы разворачиваем новые и новые стройки, не завершая того, что уже начали. А деньги там пропадают, на незавершенных объектах», – заявил Владимир Путин на заседании президиума Госсовета во вторник.

По словам государства, в будущем могут возникнуть проблемы с поступлениями в дорожные фонды в связи с переходом на экологичный транспорт. «В цене традиционного топлива заложен акциз, он является основой, основной статьей доходов дорожных фондов, за счет которых ведется строительство и ремонт автомобильных дорог», – заявил Путин. По его словам, смещение спроса в сторону экологически чистого топлива может повлиять на наполняемость дорожных фондов. Правительству поручено представить доклад о том, какие решения в связи с этим планируется принять.

Россия – огромная страна, и регионы отличаются по размеру территорий, по численности населения, расстоянием между городами и отличаются по своим экономическим, бюджетным возможностям, напомнил президент.

Днем ранее в ходе круглых столов, которые проводили рабочие группы Госсовета, участники встречи указали на различия в финансировании транспортной инфраструктуры. «Мы видим риски на ближайшее будущее – существенное различие по финансированию региональных и местных дорог или транспортной инфраструктуры. На федеральных автомобильных дорогах 100% от норматива на сегодняшний момент финансирования обеспечено. А вот ремонт и содержание региональных и местных трасс иногда соответствует всего 60% от норматива», – сообщил губернатор Курской области Роман Старовойт.

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин обратил внимание на востребованность бюджетных кредитов для транспортных проектов в регионах. «Мы закончили с регионами отбор первых проектов на 500 млрд руб. Из них регионы приняли решение 89 проектов на 320 млрд руб. вложить в транспортную инфраструктуру», – рассказал чиновник. На первый запланированный бюджетный транш в 500 млрд руб. поступило заявок на 590 млрд. «Мы рассматриваем возможности как раньше двигаться по этому проекту. Думаю, что отработаем и вам предложения представим», – пообещал Хуснуллин.

В начале года в своем Послании Федеральному собранию президент Путин сообщил, что регионы РФ смогут получать инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3% годовых и сроком погашения 15 лет. Он отметил, что на эти цели до конца 2023 года планируется предусмотреть не менее 500 млрд руб. Однако к 1 октября 83 субъекта РФ направили заявки на предоставление кредитов в объеме свыше 1,3 трлн руб.

Глава Минфина Антон Силуанов предостерег от возможного перегрева сектора транспортной инфраструктуры в связи с увеличением средств федерального бюджета и других источников на его финансирование.

Улучшить финансовую обеспеченность регионов при строительстве дорожной инфраструктуры предприниматели предлагают иначе. Так, в РСПП предлагают ввести плату за проезд большегрузов и по региональным автодорогам по аналогии с системой «Платон», уже функционирующей на федеральных автотрассах. «Понятна озабоченность руководителей субъектов Федерации – большегрузы уходят с федеральных трасс на региональные дороги, чтобы избежать платы за использование дорог. В связи с этим предложения о введении платы (за проезд большегрузов. – «НГ») по региональным дорогам, безусловно, имеют право на существование», – сказал глава РСПП Александр Шохин в ходе заседания президиума Госсовета, посвященного стратегии развития транспортной отрасли.

Он при этом исключил возможность введение такой платы в обязательном порядке. «Должны быть, видимо, альтернативные бесплатные дороги, и тарифы не должны быть завышенными, иначе большегрузы не дойдут до региональных дорог и система может не сработать», – добавил глава РСПП.

Шохин подчеркнул: в случае введения платы за проезд по региональным автодорогам регионы должны обеспечить выполнение встречных обязательств по качеству дорог, их эксплуатации, доведению до нормативного состояния. В этом случае такой механизм будет в интересах и бизнеса, и субъектов РФ, уверен он.

О том, что Минтранс обсуждает с субъектами РФ возможность предоставления им права на введение платного проезда большегрузов по региональным автодорогам, в конце 2019 года говорил бывший тогда первым замглавы Минтранса РФ Иннокентий Алафинов. Он отмечал, что инициативу поддерживают две трети субъектов РФ: «Большинство регионов, нами опрошенных, – более 66 – «за». Но это в любом случае будет их право, не обязанность».

«Отрасль неизбежно будет переходить к системе «пользователь платит». Возможно, это будет не самый быстрый путь, но, наверное, к этому мы перейдем. В комплексе всех этих решений «пользователь платит» региональный «Платон», конечно, тоже прорабатывается. Однако сегодня у нас есть более насущные проблемы, в том числе по развитию отрасли, по поддержанию потребительского спроса, и региональный «Платон» сегодня в повестке не стоит», – рассказывал осенью прошлого года директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Григорий Волков.

Система взимания платы за проезд большегрузов «Платон» была введена в 2015 года. Тогда стартовый тариф составлял 1,53 руб. за 1 км. Размер индексации платежа привязан к уровню инфляции, и сейчас он составляет 2,34 руб. за 1 км. Согласно июльскому прогнозу Росавтодора, с 1 февраля 2022 года может быть проиндексирован на 10 коп., до 2,44 руб. за 1 км. При этом участники рынка и эксперты опасаются более высокий индексации тарифа (см. «НГ» от 18.10.21).

При подготовке новой транспортной стратегии некоторые чиновники допускали переход к бесплатному общественному транспорту при условии платного проезда по дорогам на частных автомобилях. Тогда общественность опасалась введения «легкового Платона».

Однако на прошлой неделе в Минтрансе сообщили, что от идеи бесплатного общественного транспорта чиновники отказались. «Пока на данном этапе в проекте этого тезиса нет. Я думаю, что рано или поздно мы созреем когда-то, но в горизонте транспортной стратегии мы не фиксируем эту позицию. Слишком много еще нужно сделать для того, чтобы сформулировать этот тезис», – сказал РИА Новости директор департамента госполитики в области автомобильного и пассажирского транспорта Минтранса Алексей Бакирей.

При этом эксперты прогнозируют, что к идее платных дорог чиновники вернутся. «За общественный транспорт мы платим дважды: как пассажиры, покупая билеты, и как налогоплательщики, так как перевозчики получают финансирование из госбюджета. И даже при таком финансировании денег на постоянную модернизацию подвижного состава не хватает», – говорил директор Института развития транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. По его словам, дорожные фонды, из которых финансируется строительство и ремонт дорог, во всем мире существуют на деньги от продажи бензина. «Доходы от топлива будут сокращаться, а дороги строить и ремонтировать будет нужно, поэтому рано или поздно к идее платных дорог все равно придется вернуться», – считает эксперт.

По словам гендиректора компании «АвтоСпецЦентр» Андрея Терлюкевича, платные дороги есть во всех странах мира, однако они не занимают доминирующей доли от всего количества проезжих частей. «В России в прошлом году Минтранс предложил постепенно сделать платными все дороги: к 2025 году – региональные трассы, к 2035-му – федеральные», – напоминает он.

«Инициатива не нашла поддержки. Водители уже оплачивают строительство новых дорог: более 60% стоимости бензина отчисляется в бюджет, как и транспортные налоги», – подчеркивает эксперт. 

Идея расширения платности проезда по дорогам не нова и обсуждается на разных уровнях, как минимум, в экспертной среде, уже лет 10-15 лет, напоминает завлабораторией инфраструктурных и пространственных исследований РАНХиГС. Юрий Пономарев. «При этом обсуждаются разные подходы. Например, введение системы гибкой платности, которая может быть нацелена на достижение некоего общественного равновесия с точки зрения воздействия на автодорожную сеть и окружающую среду. Тот, кто ездит больше – больше платит», - говорит он.

По факту же такая логика уже давно внедрена в жизнь и работает. «Автовладельцы ежегодно платят транспортный налог, который носит фиксированный характер для разных видов автомобилей. Плюс в стоимость топлива заложены акцизы – косвенные налоги, которых более интенсивно пользующиеся автотранспортом лица, уплачивают больше», - рассказывает эксперт.

Существующие тренды, например, «зеленая» повестка и интенсификация перехода на электротранспорт, по его мнению, приведут к постепенному снижению объема бюджетных поступлений по этой статье и будут стимулировать переход к системе гибкой платности, которая могла бы прийти ей на замену. «Дополнительно этому будет способствовать развитие цифровых технологий, которые позволят точно отслеживать перемещение автотранспорта в пространстве», - предупреждает Пономарев, подчеркивая, что постепенная модификация «платности» при проезде по автомобильным дорогам рано или поздно случиться.

«Законодательство предписывает, что при запуске в эксплуатацию платных дорог (или платных участков автодорог) у пользователя должен в обязательном порядке сохраняться выбор в пользу бесплатной альтернативной дороги, соответствующей по качеству и безопасности всем необходимым и предписанным законами критериям», – рассказывает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. При этом он предупреждает о последствиях повышения цен за проезд по уже имеющимся автодорогам. «Повышение стоимости проезда по платным дорогам немедленно отразится на стоимости доставляемых товаров. Что еще больше подхлестнет и без того высокую инфляцию и затормозит развитие отечественной экономики», – говорит эксперт.

Вряд ли повсеместное увеличение платности дорог позитивно скажется на доходах домохозяйств, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Чем больше компаниям приходится тратить средств на доставку товаров, тем дороже они для конечного потребителя. И это нельзя компенсировать экономией на проезде в общественном транспорте в тех регионах, где он менее развит», - считает он.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также