0
4890
Газета Экономика Печатная версия

27.10.2021 20:25:00

Россия на краю бюджетного обрыва

Государственные расходы по отношению к ВВП планомерно сокращаются

Тэги: госдума, бюджет, бюджетное правило, госрезервы, ввп, инфляция


Спикер Госдумы Вячеслав Володин и премьер Михаил Мишустин намерены конструктивно работать над главным финансовым документом страны. Фото РИА Новости

Развивающиеся экономики сейчас стоят на краю фискального обрыва, предупредили в вашингтонском Институте международных финансов (IIF). Не имея возможности сохранить стимулирующие меры, многие из них перейдут в ближайшие два года к бюджетной консолидации, ужесточению финансовых условий – и это в условиях продолжающейся пандемии и социальных проблем. Решение будет болезненным: по оценкам IIF, в случае развивающихся экономик сокращение госрасходов на 1 долл. снижает ВВП на 50 центов. Проблема «обрыва» может стать актуальной и для России. Ведь Министерство финансов планирует вернуться к «нормальной» работе бюджетного правила и обеспечить бюджету на несколько лет профицит. По отношению к ВВП бюджетные расходы в России будут планомерно урезаться.

В четверг Государственной думе (ГД) предстоит рассмотреть в первом чтении проект бюджета на 2022–2024 годы. Накануне премьер-министр Михаил Мишустин встретился с руководством ГД и сообщил, что рассчитывает на конструктивную работу по принятию сбалансированного бюджета, который станет основой для успешного развития страны. «Готовы будем выслушать все вопросы, которые есть у депутатского корпуса, у представителей фракций», – сообщил Мишустин.

Спикер ГД Вячеслав Володин сказал премьеру: «Через бюджет мы ищем возможность помочь людям в решении проблем». И добавил, что сейчас с учетом всех обещаний, которые были даны перед выборами, депутаты полны энергии для того, чтобы скрупулезно изучить главный финансовый документ страны. «Скорее всего будет большое количество предложений», – ожидает Володин.

Между тем, как уже писала «НГ» (см. номер от 18.10.21), главным лозунгом нового бюджета становится «нормализация», предполагающая, в частности, возврат к «нормальной» работе бюджетного правила или, иными словами, к изъятию из экономики доходов, условно признанных дополнительными, для пополнения резервов.

Более того, проект предполагает, что ближайшие два года бюджет будет сверстан с профицитом, причем в 2022-м он превысит 1 трлн руб., составив около 1% ВВП. Более того, и в текущем году страна тоже формирует профицит: по предварительной оценке Минфина, за январь-сентябрь он составил более 1,4 трлн руб. после дефицита на уровне 3,8% ВВП по итогам 2020 года.

Очевидно, что финансовые власти пытаются существенно ограничить бюджетные расходы, хотя при этом много говорится о растущей – адресной – поддержке населения, помощи бизнесу.

Объем расходов федерального бюджета в 2022 году составит почти 23,7 трлн руб. По сравнению с предыдущим годом он, как сообщается в заключении Счетной палаты (СП) на проект, «уменьшится на 363,8 млрд руб., или на 1,5%». Сам Минфин в материалах, которые должны разъяснить общественности основные параметры, приводит немного другие данные. «Объем расходов федерального бюджета в 2022 году составит 23 694,2 млрд руб. Увеличение по сравнению с 2021 годом в номинальном выражении составит 262,3 млрд руб. (1,1%)», говорится в методичке под названием «Бюджет для граждан».

В 2023-м расходы планируются на уровне 25,2 трлн руб., что на 6,5% превысит показатель 2022-го в номинальном выражении, сообщает также СП. В 2024-м расходы федерального бюджета будут уже 26,4 трлн руб., годовой рост в номинале – на 4,4%.

Внесение бюджета в Госдуму – событие
торжественное.  Фото с сайта www.duma.gov.ru
Для сравнения: инфляция по итогам текущего года как минимум превысит 7%, как максимум – приблизится к 8%. Затем, как ожидается, она должна выйти на годовой уровень 4%. При этом по отношению к ВВП расходы федерального бюджета сократятся с 21% в 2020 году до 16,5% в 2024-м, следует из материалов Счетной палаты.

И это, если исключить экстраординарную ситуацию 2020 года, долгосрочная тенденция. Так, новая версия бюджетного правила, предполагающая пополнение резервов в ущерб текущему финансированию, была введена в РФ в 2017-м, а в полную силу она заработала в 2019-м.

Бюджетная «нормализация» будет происходить в условиях ужесточения денежно-кредитной политики регулятора. В Центробанке (ЦБ), однако, настаивают: «Мы полагаем, что проводимая денежно-кредитная политика не будет создавать помехи сбалансированному и устойчивому экономическому росту, но она ограничит риски длительного отклонения инфляции от цели». Об этом сообщил в среду зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин. Он также уточнил, что за вычетом нефтяного сектора экономика РФ «вернулась не просто на допандемийный уровень, но на свой допандеймийный тренд устойчивого роста уже во втором квартале».

Однако существуют риски того, что за двойное финансовое ужесточение – особенно в условиях продолжающейся пандемии – все же придется заплатить экономическим ростом. По крайней мере, в случае других развивающихся экономик, которые планируют в ближайшие несколько лет свернуть стимулирующие меры и перейти к бюджетно-фискальной консолидации, иностранные эксперты заявили о серьезной опасности экономичесокго замедления.

Так, специалисты IIF указали, что ряд развивающихся стран после оказанной в разгар пандемии бюджетно-налоговой поддержки экономике планирует скорректировать свои подходы в 2022–2023 годах, существенно их ужесточив. Причем в отдельных случаях предполагается сокращение расходов даже ниже того уровня, который был до пандемии. И как уточняют исследователи, это будет сложное политическое решение – возможно, в последний момент или на начальном этапе реализации часть стран попытается откатить его назад.

Бюджетно-налоговая консолидация снизит долговые риски, но она будет сопряжена с существенными издержками для экономического роста – предупреждают также в IIF. Фактически страны окажутся на краю фискального обрыва. И в некоторых из них замедление экономического роста может быть более заметным, чем при бюджетной корректировке, вызванной глобальным финансовым кризисом. Предстоящий рост ВВП в таких странах может оказаться ниже того, который был до пандемии.

В среднем эксперты ожидают, что бюджетная консолидация в развивающихся экономиках может вычесть из темпов их роста в среднем 0,5 процентных пункта в следующем году. «Сокращение государственных расходов на один доллар снижает ВВП на 50 центов», – сообщают также в IIF. При этом многое будет зависеть и от того, какие именно траты будут урезаться: скажем так, «расточительные» или помощь бедным. Во втором случае, конечно, это тут же ударит по потреблению. Восстановление после пика пандемии и в некоторых случаях рост цен на сырьевые товары могут смягчить влияние фискальной корректировки, но лишь частично, считают эксперты.

Судя по обнародованным материалам, в анализе IIF рассматриваются прежде всего страны Латинской Америки, а также ЮАР, Индия, Турция и ряд других государств, Россия там не упоминается.

У многих развивающихся стран нет ресурсов (например, в Турции, Бразилии) для дальнейшего стимулирования, у России есть ресурсы, но Фонд национального благосостояния – это «священная корова», пояснил руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников. Кроме того, по его словам, похоже, что сейчас задача номер один для властей – это затормозить инфляцию, в том числе путем сокращения бюджетных расходов.

Велик шанс, что развивающиеся страны загонят экономику в рецессию во второй половине 2022 года с такой бюджетной и денежно-кредитной политикой, допустил эксперт. Не исключает он рецессии или как минимум нулевой динамики и в России – по итогам второго полугодия 2022-го. Как раз тогда, когда, по оценкам эксперта, экономика с временным лагом ощутит эхо денежно-кредитного ужесточения. Хотя, конечно, хотелось бы ошибиться с таким прогнозом.

Между тем, как следует из комментария эксперта компании «БКС Мир инвестиций» Дмитрия Бабина, на том этапе, когда рост развивающихся экономик, которые тратят значительные средства на закупку углеводородного сырья, действительно начнет замедляться и когда это приведет к падению нефтегазовых цен, резервы станут преимуществом России.

Правда, если учесть еще и глобальные планы по энергопереходу, век их будет недолог. И тогда встанет вопрос о том, достаточно ли средств страна инвестировала в структурную перестройку экономики накануне глобального перехода к углеродной нейтральности. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также