0
2972
Газета Экономика Печатная версия

10.01.2022 20:53:00

Помимо хлеба россияне требуют больше цифровых зрелищ

Сидящую в онлайн-кинотеатрах молодежь собираются переключить на отечественную реальность

Тэги: правительство, дотации, отечественное кино, молодежь, пушкинская карта, расходы, цифровой контент


Премьер Михаил Мишустин планирует познакомить молодых зрителей с творчеством российских кинематографистов. Фото РИА Новости

Правительство решило дотировать не только производство, но и просмотр молодежью в кинотеатрах отечественных фильмов. С этой целью годовой лимит «Пушкинской карты» повышается на 2 тыс. руб. Параллельно развивается иная тенденция: все больше россиян – и прежде всего молодых – включают в свои бюджеты расходы на онлайн-подписки и сервисы, дающие доступ к цифровому контенту, будь то фильмы, музыка, игры, аудиокниги. Сказались и пандемия, и удобство, и, как ни парадоксально, возможность, наращивая траты на развлечения, как раз сэкономить. В некоторых сегментах платежи россиян за цифровой контент растут в разы, опережая, в частности, двузначную продовольственную инфляцию.

Начиная с февраля «Пушкинскую карту» можно будет использовать для покупки в кинотеатрах билетов на российские фильмы, созданные при поддержке Минкультуры и Фонда кино. В течение года на это можно будет использовать до 2 тыс. руб. Тем самым годовой лимит карты увеличивается с 3 до 5 тыс. руб. Об этом стало известно в понедельник в ходе правительственного совещания.

Карту внедрили в сентябре прошлого года, ею могут пользоваться молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет для оплаты походов в театры, музеи, на различные культурные мероприятия по всей стране. «Всего за четыре месяца в программе приняли участие около 3,7 млн человек. Было куплено билетов более чем на 2 млрд руб.», – подвел итоги минувшего года премьер Михаил Мишустин.

Одновременно с этим в медиапотреблении россиян усиливается иная тенденция, толчком для которой стала пандемия, – переток в онлайн. Как сообщили «НГ» в пресс-службе Сбера со ссылкой на данные сервиса ЮMoney, в 2021 году число платежей на сайтах с фильмами, музыкой и другим цифровым контентом выросло на 26% по сравнению с предыдущим годом, а обороты таких компаний увеличились за тот же период на 40%. Средний чек стал больше на 11% и составил 807 руб.

Так что спрос продолжает расти, хоть и не столь стремительно, как это было в 2020 году, когда количество платежей выросло почти в три раза к 2019-му, а оборот компаний – в два. В 2022 году, вероятнее всего, «рост платежей продолжится, особенно в регионах, но менее активно, чем в предыдущие годы», отметили в пресс-службе.

Если говорить про расходы на цифровой контент, то, как сообщила «НГ» руководитель направления медиаисследований холдинга «Ромир» Елизавета Петрова, сейчас в лидерах роста сервисы сегмента кино и сериалов онлайн: «31% россиян стали пользоваться ими активнее». Увеличение подписки на сервисы прослушивания музыки отметили 15%, на чтение цифровых книг и онлайн-игры – по 13% участников проведенного холдингом исследования.

В первой половине 2021 года почти у трети опрошенных холдингом граждан была хотя бы одна подписка на онлайн-кинотеатр. И по сравнению с 2019 годом доля онлайн-подписок выросла теперь почти в два раза, уточнила Петрова.

По данным холдинга, расходы на стриминговые сервисы россияне и дальше планируют наращивать: чаще это люди в возрасте 18–25, а также 46–55 лет. Более заметен спрос со стороны жителей крупных городов.

В пресс-службе Ozon сообщили «НГ», что за 11 месяцев 2021 года штучные продажи подписок на онлайн-кинотеатры выросли более чем в два раза по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, а в денежном выражении рост стал почти трехкратным.

Продажи игровых подписок в зависимости от консолей увеличивались в 2,5–3,5 раза. Быстрорастущим сегментом стали и сервисы стриминга музыки, а также онлайн-библиотеки: «Продажи таких подписок в штуках за 11 месяцев 2021-го выросли в 6,5 и 7 раз соответственно к аналогичному периоду прошлого года».

«В целом за 11 месяцев 2021 года россияне потратили в два раза больше денег на цифровые товары на Ozon, чем год назад», – уточнили в пресс-службе. По данным компании, портрет покупателя цифровых продуктов «очень разнообразный, но стабильный»: в частности, более четверти покупок в сегменте в 2021 году совершили пользователи 26–35 лет.

Просмотр фильмов дома по онлайн-подписке
становится все популярнее. 
Фото PhotoXPress.ru
«Рынок музыкальных и игровых подписок в основном занят иностранными игроками, в то время как онлайн-кинотеатры и отечественные видеосервисы успешно развиваются игроками в РФ, – пояснил исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов. – Рост этого рынка в России темпами более 40% в год наблюдался с 2016-го. Но пандемия ускорила этот процесс, и в 2020-м рост составил 66%».

Пандемия продолжается, при этом на рынок вышли новые игроки. «Так что, возможно, по итогам 2021 года мы вновь увидим рост, близкий к 60%, и тогда рынок по итогам года может превысить 40 млрд руб.», – прогнозирует эксперт.

Как сказал «НГ» гендиректор MEGOGO Россия Виктор Чеканов, основным драйвером роста стала молодая как мужская, так и женская аудитория в возрасте 12–24 и 24–35 лет. «В 2021 году вырос процент подписчиков, не раскрывающих свой уровень дохода, и наблюдался небольшой прирост низкодоходной аудитории», – уточнил также Чеканов.

«Популярность цифровых развлечений растет год за годом, и пандемия лишь усилила этот тренд. Сегодня мы видим, как увеличивается не только аудитория сервисов, но и расходы пользователей, например, на музыку, игры или онлайн-сервисы доставки еды и продуктов», – отметили также в пресс-службе «ВКонтакте».

Например, по данным сервиса, традиционно популярностью пользуются игры: «В 2021 году их дневная аудитория увеличилась на 15%, а в каталоге мобильных игр стало на 135% больше проектов. Объем платежей в мобильных играх с использованием внутренней валюты «ВКонтакте» в третьем квартале 2021 года вырос на 65% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года».

«Сегмент цифровых книг в 2021 году продемонстрировал стабильный рост, несмотря на снижение доходов населения и общее влияние от кризиса на книжном рынке 2020 года, – сказал «НГ» гендиректор группы компаний «ЛитРес» Сергей Анурьев. – По итогам 2020 года емкость рынка цифровой книги в России выросла на 31% и составила 8,5 млрд руб., более 10% от рынка коммерческой книги в целом. По итогам 2021 года мы ожидаем прироста на 35%». По его уточнению, основными драйверами роста книжного рынка продолжают оставаться аудиокниги, самиздат, подписные сервисы.

«Расходы россиян на контентные сервисы в 2022 году скорее всего продолжат расти. Это связано с общей тенденцией повышения интереса населения к развлечениям в цифровом формате, которая существенно укрепилась в период локдауна. Но необходимо учитывать, что пандемия сделала потребителя более требовательным, – обратил внимание Анурьев. – Появился запрос на исключительное качество и уникальность потребляемого контента».

Исходя из этого, по его словам, можно прогнозировать увеличение интереса к технологичным платформам с широким ассортиментом и эксклюзивными проектами. В 2022 году также ожидается рост молодой аудитории среди пользователей развлекательных сервисов, отметил Анурьев.

По словам Чеканова, цифровые развлечения сейчас становятся практически неисключаемым элементом потребительской корзины. «Пользователь старается максимально оптимизировать свои расходы на развлечения. Чувствительней относится к различным акциям и, главное, качественным подпискам, позволяющим максимально удовлетворить его запрос в развлекательном контенте, который в себя включает не только кино и сериалы, но и аудиокниги, подкасты, тв-контент, игры», – пояснил собеседник издания.

«Намного удобнее, когда все предложения – для музыки, кино, книг – собраны в одной подписке и не нужно выбирать, каким сервисом пользоваться, – добавили в пресс-службе «ВКонтакте». – Вместе с ростом популярности подписок будут развиваться и сервисы, которые входят в подписки».

На фоне того, что рынок онлайн-развлечений, если судить по онлайн-кинотеатрам, растет на 40% ежегодно, можно с уверенностью утверждать, что рост происходит не за счет инфляции, а за счет повышения удобства, пояснил Тузов.

Другой немаловажный фактор, по его словам, состоит в том, что, например, «стоимость годовой подписки на онлайн-кинотеатры сравнима с одним походом в кинотеатр всей семьей, и это позволяет потребителям экономить». Хотя, уточним, в рамках подписок все же, как правило, есть и дополнительная плата за наиболее ожидаемые премьеры.

Аналитик компании «Фридом Финанс» Антон Скловец добавил, что, «учитывая рост цен на большинство виртуальных сервисов, можно сказать, что подобного рода расходы за счет колоссального спроса если и не опережают продовольственную инфляцию, то составляют весомую часть трат населения». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также