0
5
Газета От редакции Печатная версия

19.05.2021 19:29:00

Об актуальности реальной политики. Может ли ответственный лидер следовать радикальным рекомендациям об отношениях с Россией

Тэги: международные отношения, ес, россия, оппозиция


Фото Reuters

В Госдуме и Совете Федерации негативно отреагировали на рекомендованные комитетом по международным отношениям Европарламента принципы отношений ЕС с Россией. Это неудивительно: в рекомендациях, в частности, говорится, что Евросоюз должен быть готов не считать легитимной Думу нового созыва, если результаты осенних выборов «признают сфальсифицированными». Такое развитие событий очень вероятно – тональность опубликованного документа не дает в этом усомниться.

Язык рекомендаций, характер вынесенных предложений таковы, как будто документ составляли российские политические эмигранты, которых запреты, обвинения и посадки превращают из нормальной оппозиции в профессиональных революционеров. Отказ от российских нефти и газа, мониторинг поступлений денег из РФ в европейские страны, упоминание о правах человека при заключении любого договора с Москвой, поддержка структур вроде Bellingcat, фактическое приравнивание Путина к Лукашенко – все это дискурс конфронтации, спокойный, мирный исход которой в существующей системе координат сложно представить. Если европейские лидеры примут эти рекомендации в качестве программы действий, им очень сложно будет договориться с Москвой о чем-либо, решить какие-либо проблемы – как в области экономики, так и в области безопасности.

Появление документа комитета по международным делам Европарламента можно связать не только с окончательной маргинализацией российской оппозиции. Все чаще говорят о скорой встрече Владимира Путина и Джозефа Байдена. Какие бы слова ни звучали из Кремля и Белого дома за последние месяцы, а личный разговор лидеров есть личный разговор лидеров. После таких встреч нередко наступает потепление, разрядка, государства начинают закрывать глаза на то, что еще недавно казалось важным и принципиальным, отменять ранее принятые решения.

Авторы рекомендаций, таким образом, действуют на опережение. США в тексте документа фигурируют – считается, что Европа должна вступить с Америкой в альянс, защищать демократию, то есть следовать одним принципам. Рекомендовать что-либо Дональду Трампу было бы затруднительно: он за четыре года не прислушался к Европе ни разу, все предпочитал решать сам и именно в формате личных встреч. Байден кажется европарламентариям более удобной фигурой, готовой ходить по идеологически правильным клеткам.

Однако мера ответственности Байдена ничуть не меньше, чем мера ответственности Трампа. И сложная структура американских интересов в мире не упростилась от того, что президентом стал демократ, а не республиканец. Даже во времена холодной войны и железного занавеса встречи лидеров проводились, непреодолимые политические разногласия выносились за скобки, экономические интересы соблюдались. Это называлось реальной политикой. И она проводилась несмотря на то, что в СССР была закрытая политическая система, а инакомыслие преследовалось.

Европейские парламент и прочие структуры ЕС все еще остаются надстройкой над реальными государственными механизмами конкретных стран, руководству которых приходится обеспечивать реальные, повседневные интересы своих граждан и бизнеса, а для этого – договариваться и с Россией, и с Китаем, и со многими другими странами. Если гражданин ФРГ станет мерзнуть зимой, он спросит не с комитета по международным отношениям Европарламента, не с литовских или польских депутатов, а со своего федерального канцлера. У канцлера, как и любого избранного лидера, просто другой уровень ответственности. И говорить с другими лидерами на языке радикально сформулированных принципов ему затруднительно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...