0
3804
Газета Образование Печатная версия

10.06.2020 19:12:00

Почему преподаватели боятся работы из дома

Пандемическая "пауза" оказалась полезной для переоценки собственных компетенций

Тэги: пандемия, коронавирус, дистанционное обучение, качество, рабочее время


55,4% студентов и 87,4% преподавателей сочли, что у них стало меньше свободного времени из-за перехода на удаленную форму обучения. Фото РИА Новости

Не само дистанционное образование, а произвол чиновников настораживает преподавателей и студентов во время пандемии. К такому выводу пришли исследователи, участвовавшие в проекте «Академические среды». Работа проведена по инициативе Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).

Заведующий Лабораторией методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Дмитрий Рогозин – автор двух исследований на эту тему, причем довольно масштабных. Недавно его институт провел опрос преподавателей и студентов об их отношении к дистанционной форме обучения во всех филиалах академии. В студенческом исследовании в мае принял участие 1201 студент из 53 филиалов РАНХиГС (почти треть всех студентов академии). Ответы студентов сопоставлялись с ответами 4000 преподавателей академии.

Большинство и тех и других считает, что качество дистанционного образования хуже, чем традиционного очного. Причем студенты оказались гораздо лояльнее преподавателей к онлайн-обучению. 55,4% студентов и 87,4% преподавателей сочли, что у них стало меньше свободного времени из-за перехода на удаленную форму обучения. Неудобной эту форму признают 47,7% студентов и 53,8% преподавателей. И только 35,8% студентов думают, что онлайн неудобен для преподавателей.

Так что о ситуации Рогозин рассуждает, опираясь на ответы вполне репрезентативной выборки. Опросы проводились в то время, когда люди находились на самоизоляции и переживали не самые удачные моменты ее. И это заметно повлияло на ход исследования. Пожалуй, это был первый случай, по словам Дмитрия Рогозина, когда люди сами просили проинтервьюировать их. Конечно, большинство комментариев было негативного характера. Мешала эмоциональность, много фиксировалось раздражения, основанного на неопределенности, страхе и непонимании происходящего. Порадовало исследователей то, что респонденты много писали в открытой части опроса, давая советы и оставляя свои комментарии.

В Министерстве науки и высшего образования РФ в это время решали параллельно вопрос, как изменить учебный процесс, чтобы в случае ухудшения ситуации с коронавирусом использовать дистант при чтении лекций, а практические занятия проводить в небольших помещениях, соблюдая все санитарные нормы. В обсуждениях этих инициатив все время звучало рефреном: не станет ли это попыткой заменить традиционное образование дистантом?

И дело тут не в том, что преподаватели – консерваторы и не приветствуют технический прогресс. Как считает Дмитрий Рогозин, здесь поднят вопрос доверия чиновникам. А не будет ли произвола – вот как надо читать опасения общества, считает он. Как показывает практика последних лет, наиболее значимые для образовательной среды решения чиновники принимали кулуарно, лишь формально советуясь с преподавательским составом. Собственно, поэтому Минобрнауки и Минпросвещения приходится отбиваться и уверять, что замены традиционного образования дистантом не будет. Общество, похоже, чиновникам не доверяет...

Впрочем, как заявил другой участник дискуссии, директор Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, ректор МВШСЭН (Шанинки) Сергей Зуев, качественное образование останется таковым независимо от формата его проведения. Конечно, большая часть преподавательского корпуса вернется после пандемии к прежнему ритму работы. И только некоторые вынесут из этого «сидения» что-то полезное для своего будущего.

В целом, считает эксперт, ничего из-за пандемии в образовании не изменится, так как эта ситуация просто более ярко проявила процессы, которые уже шли некоторое время. Образование продолжит развиваться и в дистанционном варианте. Однозначно ускорятся некоторые процессы, такие как перераспределение глобальных образовательных рынков, появится более диверсифицированная система образовательной миграции, возникнут симбиотические формы образовательных программ, когда часть курсов будет конструироваться в одном университете, а вторая часть будет привнесена из других источников. Станет больше программ, соединяющих в себе элементы онлайн- и офлайн-образования.

Сейчас мы можем сильно преувеличивать эту ситуацию влиянием пандемии, но, как справедливо заметил Дмитрий Рогозин, после того как нас бросили в волны дистантного образования, чтобы мы научились в нем плавать, было бы обидно уйти с воды, так ничему и не научившись. На самом деле пандемическая «пауза» оказалась полезной для преподавателя, потому что дала ему возможность переосмыслить, кто он, что и зачем преподает. И куда двигаться дальше. Мир стал более поляризованным и для преподавателя тоже, считает Дмитрий Рогозин.

Важно понять, что не устраивает в дистанционном образовании более всего? Не само дистанционное образование, а то, что не получается разграничить домашнее время и время рабочее. И в этом смысле надо учить преподавателя организовывать свое домашнее пространство, чтобы в будущем ему это не мешало быть более мобильным и успешным, заключают эксперты. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...