0
1
Газета Образование Печатная версия

27.01.2021 18:35:00

Систематическое недообразование. Как поспорили глава Совета Федерации Матвиенко и министр просвещения Кравцов

Тэги: нацпроект, образование, цели, воспитание, качество, совфед, матвиенко, минпрос, кравцов


Сергея Кравцова в Совете Федерации обвинили в отсутствии понимания, что такое нацпроект «Образование». Фото с сайта www.council.gov.ru

Министр просвещения Сергей Кравцов, выступая вчера в рамках правительственного часа в Совете Федерации, рассказал о ходе реализации национального проекта «Образование». «К снижению качества образования ведет в том числе децентрализация управления, децентрализация в системе образования», – считает Кравцов.

Кроме того, министр отметил, что каждая третья школа в России имеет потенциал для улучшения качества образования. По его словам, которые приводит РИА Новости, это в особенности касается 8–9-х классов. Он подчеркнул, что Минпросвещения, настроив систему оценки качества образования, точечно работает с каждой школой, чтобы устранить пробелы в знаниях там, где они есть.

Ну и, конечно, министр не мог не коснуться темы участия школьников и студентов в недавних акциях в поддержку Алексея Навального, прошедших по всей стране. По мнению Кравцова, усиление воспитательной работы в школах, диалог со школьниками и родителями, развитие школьного самоуправления позволит избежать вовлечения детей в различные несанкционированные акции.

Гладкое течение отчета министра не устроило спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко. «Я не совсем удовлетворена, Сергей Сергеевич, вашим докладом и ответами на вопросы сегодня. Не получилось системного понимания, что такое национальный проект «Образование», какие цели стоят перед ним, как они будут достигнуты. Практически ничего не было сказано о среднем профессиональном образовании, считаю это проблемой проблем», – приводит ТАСС слова Валентины Матвиенко.

Конечно, отдельная тема – а что подразумевается под системностью, когда мы говорим об образовании? Это ведь и Совет Федерации в том числе приложил руку к созданию той системы образования, которая у нас сейчас существует. «Система образования, как и любая система, изменяет свое поведение для оптимального выполнения поставленных перед ней целей, выраженных в процедурах итогового контроля, – отмечает Telegram-канал «Незыгарь». – Если главной процедурой контроля становится принятие решений из заранее заданных вариантов (привет ЕГЭ, в котором даже «творческое задание» крайне далеко от творчества), то рано или поздно такая система избавится от «излишних процессов» формирования разума».

Как бы там ни было, спикер Совфеда, обращаясь к главе Минпросвещения, свое видение проблемы сформулировала так: «Что меня очень насторожило, это ваша увлеченность международными исследованиями качества образования в России. По-моему, это не тот путь, по которому нужно идти министру просвещения РФ. Мы всегда гордились, нам есть чем гордиться, отечественной системой образования, которая была лучшей в мире и, думаю, сегодня таковой остается. Я думаю, что у нас достаточно своих собственных сил, чтобы самим разобраться с качеством образования, что нужно делать для его повышения».

В общем, Матвиенко предложила провести отдельную встречу сенаторов с главой Минпросвещения по теме нацпроекта «Образование». По ее мнению, министерство в ряде случаев использует в своей работе технократический подход: «Вот сейчас мы во всех школах введем советника директора по воспитательной работе, у нас все будет хорошо с воспитанием – это очень поверхностный и неправильный подход».

Какой подход надо считать правильным, глава Совфеда не уточнила. Впрочем, Валентина Ивановна предложила именно Министерству просвещения РФ стратегически посмотреть на проблемы образования и предложить реальные инструменты для их решения, «чтобы воспитание стало таким же важным, как и образование в стране».

Опять же, если все понимали и понимают, что «отечественная система образования была лучшей в мире» – зачем надо было ставить над ней эксперименты с Болонской системой, с переводом на систему ЕГЭ? Кстати, согласно одному из опросов Левада-Центра, 54% россиян оценивают знания выпускников школы хуже, чем обычные экзамены. Противоположной позиции придерживается каждый 10-й (11%). Не видят разницы между двумя этими формами оценки знаний 25% россиян. Затруднились ответить 10% опрошенных.

Сергей Кравцов был вынужден защищаться. По его словам, международный опыт в ходе доклада был приведен «лишь по одной причине – чтобы не совершить тех ошибок, которые уже сделаны и которые провоцируют на определенные шаги... Отказаться от базового содержания образования, перейти на функциональную грамотность – это нельзя сделать, мы должны и обучать, и воспитывать».

По оценкам экспертов, с 2008 года только российская система образования выпустила более 12 млн учеников, у которых развитие главного человеческого умения никоим образом не контролировалось благодаря процедуре ЕГЭ. Исходя из длительности образовательных циклов, даже если методы контроля образования будут изменены прямо сейчас, система выпустит еще минимум 5 млн человек, у которых разум как умение развит не будет. Таким образом, минимум 10% общества составят люди, жизнь которых в ближайшие десятилетия станет катастрофой. Через 10–20 лет их главным конкурентом станут развитые до сопоставимого уровня нейросети. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...