0
7848
Газета Образование Печатная версия

07.04.2021 20:02:00

Профессура для дошкольников. В университеты скоро смогут прийти и "студенты" шестилетнего возраста

Тэги: регионы, бюджет, обучение, детсады, школы, федеральные вузы


Иметь несколько кружков по самым разным направлениям в детском саду сегодня становится трендом. Фото агентства «Москва»

Челябинская область предлагает разрешить субъектам РФ направлять средства регионального бюджета на организацию обучения детей на площадках федеральных вузов. Это помогло бы сэкономить бюджетные деньги, считают авторы инициативы.

«Мы предлагаем принять законодательство, которое позволяет в федеральных учебных заведениях организовывать дополнительное обучение, а также дошкольное и школьное образование. Это помогло бы нам сэкономить бюджетные средства всех уровней и повысить качество образования. Причем вкладывать в детей, а не только в строительство новых объектов. Притом что такие площади у федеральных объектов есть и они свободны», – заявил губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

Действительно, есть вузы с пустующими площадями. И есть дети, которые учатся в школах в три смены. А в некоторых регионах есть дети – и нет детсадов. Почему бы при вузах не открыть в таком случае детсады и школы? Учитывая, что там есть лаборатории и высококвалифицированные преподаватели, почему бы со временем не развивать в вузах дополнительное углубленное обучение?

Заметим, что тема связки «детсады–школы–вузы» развивается уже давно. И каждый раз звучит она с каким-то новым оттенком. Например, два-три года назад активно развивали тему детсадов для сотрудников и студентов университетов на базе самих вузов. Предполагалось, что эти меры помогут улучшить демографическую ситуацию в стране. Но все это, как подчеркнул в беседе с обозревателем «НГ» ректор Российского нового университета Владимир Зернов, упиралось в вопрос денег. За чей счет банкет? В некоторых высших школах деньги приходилось брать из фонда заработной платы преподавателей. И это становилось вузу экономически невыгодно.

Проще всего было осуществить такой маневр педагогическим вузам. Они по крайней мере могли сделать свои детсады экспериментальными площадками. И получить на такую программу грантовую поддержку. И такая тема до сих пор не закрыта. Открытие детских садов при вузах позволило бы оказать поддержку молодым родителям, которые проходят обучение в университетах, заявляет «НГ» заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке Лариса Тутова.

Еще несколько лет назад была модной тема оптимизации. Начались массовые слияния высших учебных заведений. Но не только. В том числе и слияние школы с детсадами и вузами. Только в этом объединении детсадов со школами оба эти два фактора – экономический и социальный – не вполне себя оправдали. Считалось, что слияние поможет сэкономить. Но на деле, как показали проверки Счетной палаты по итогам первого года реорганизации образовательных учреждений, в 36 регионах страны расходы на содержание объединенных комплексов не уменьшились, а возросли.

Что касается социального фактора, то здесь было много конфликтов между родителями и Минобрнауки РФ. Так что выиграли школы и детсады от объединения или проиграли – однозначного ответа никто не даст.

Предполагалось, что главными плюсами слияния станет преемственность между школьниками и воспитанниками детского сада, а также возможность развивать на присоединенных площадях дополнительное образование: кружки, профильные классы, спортивные секции, даже лаборатории.

Разговариваю с мамой юной москвички. Ребенок ходит в детсад при школе. В садике работают профессионалы: свой логопед, психолог, специалист по физическому воспитанию. И еще много разных кружков. Английский язык даже есть. Хотя специалисты уверенно заявляют, что иностранный можно изучать в 9–10 лет, когда освоены азы родного языка. Женщина платит за ребенка в саду около 19 тыс. руб. в месяц. Это еще мало. Другие платят больше. Дети посещают в среднем по четыре-пять кружков в месяц. Потому что все вокруг твердят: раннее развитие крайне важно. В пример приводят книжку Масару Ибуки, который вообще считал, что детей до трех лет «можно научить практически всему».

Что касается связи детсадовцев и школьников, то еще в 70-х годах прошлого века детский психолог Даниил Эльконин выдвинул идею, что дети от трех до 10 лет должны воспитываться и обучаться в едином культурно-образовательном пространстве. Вместе с Василием Давыдовым они разработали проект особого детского центра, в котором бы обучались вместе разновозрастные дети. Например, начальные классы и дошкольные группы были бы отделены друг от друга подвижными перегородками, которые при желании легко можно снять.

Наверное, скоро мечты двух экспериментаторов воплотятся в жизнь. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также