0
3455
Газета Пять книг недели Печатная версия

03.03.2021 20:30:00

Пять книг недели

Тэги: рубанов, чемоданов, веденяпин, переяслов, баевский


Андрей Рубанов. Человек из красного дерева: Роман.

– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021. – 512 с. (Проза Андрея Рубанова). ISBN 978-5-17-134930-1

Новый роман писателя, сценариста, лауреата премии «Ясная Поляна», финалиста «АБС-премии» и «Большой книги», начинается как детективная история: в городке Павлово убит и ограблен «известный, уважаемый человек, историк-искусствовед Петр Георгиевич Ворошилов, 65-летний обладатель коллекции старых икон и других редкостей, имеющих отношение к религии. Одинокий житель благополучного района, хозяин собственного большого дома». Однако редким иконам и дорогой технике вор предпочел всего одну вещь – голову деревянной скульптуры Параскевы Пятницы. И постепенно детектив перерастает в нечто большее – в историю не только смерти, но и любви; в попытку узнать тайну соединения язычества и христианства; в рассказ о споре человека с самим Создателем: «…в творческом созидательном труде человек уподобляется Богу, и невольно сравнивает себя с Ним, и даже бросает Ему вызов: Ты умеешь – но и я умею, Ты создаешь – но и я создаю».

Андрей Чемоданов. Подозрительные предметы.

– М.: Стеклограф, 2020. – 72 с. ISBN 978-5-4465-2992-6

Это четвертая книга Андрея Чемоданова – лауреата премии «Звездный фаллос», обладателя диплома «Лучшая книга года», премии «Московский счет», специальной премии «Московский счет» и лауреата премии «Нонконформизм». Перед нами, как и раньше, нежная, негромкая лирика, обнаженная, образно говоря, до сосудов и костей, трогательно щетинящаяся иголками домашнего арбатского битничества. Короткая форма, в которой поэт, как правило, работает в последнее время (2–3 катрена) помогает концентрировать энергию смыслов. Как всегда, чуть ли не в каждой третьей вещи – тема смерти, обыгранная, впрочем, без надрыва, а обыденно, по-домашнему. И – все более четко проступающая гражданская «(оп)позиция». В книге представлены в основном стихи 2019 года. Интересный факт: в один день (6 августа) автор написал 23 стихотворения. «скоро друг наш любящий мишени/ камеру слежения отключит/ говорят что тот еще мошенник/ и готовы камеры под ключик// затвердел бетонный пол как надо/ и что надо кованы решетки/ дырочки от пуль на стенке ада/ так красиво неприятно четки».

Дмитрий Веденяпин. Что Париж – бери выше.

– М.: ОГИ, 2020. – 70 с. ISBN 978-5-94282-892-9

Помимо лирико-иронических (в том числе самоиронических) стихотворений 2018–2020 годов («Французская такая тема:/ Сидеть в кафе, тянуть вино,/ Жевать багет, глазеть в окно/ На фрезии и хризантемы//  Не веришь, что так может быть,/ Но вот сидят и точат лясы,/ Грызут полусырое мясо/ И выбегают покурить.// А это что за идиот,/ Вот этот, самый молчаливый,/ В углу уставился в блокнот? / Ах, это я! Ну да... Ну вот») в книгу поэта, переводчика, лауреата премий «Московский счет», «Поэзия» и других Дмитрия Веденяпина вошла одноактная пьеса «А и Б сидели на трубе»: «А: Ну что, попробуем платоновский диалог? Б: Платоновский? А: Надо только имена придумать на А и Б. Скажем, меня будут звать Амфитеатр, если ты не против. Б: Ну тогда меня Бельэтаж. А: Может, хотя бы Балкон? Б: Нет, Бельэтаж. А: Хорошо. Я начинаю. А не замечал ли ты, Бельэтаж, что самые умные и тонкие слова, умные и тонкие без всяких кавычек, на поверку почти всегда оказываются самыми глупыми и толстыми?..»

Николай Переяслов. Право на дерзость: Размышления над русской литературой XII–XXI веков.

– М.: Прометей, 2021. – 418 с. ISBN 978-5-00172-069-0

Анализируя произведения классиков и современников (от «Слова о полку Игореве», Гоголя, Булгакова до Шукшина, Пелевина, Юрия Кузнецова и других авторов), критик, прозаик, поэт, переводчик, секретарь правления Союза писателей России Николай Переяслов полемически рассуждает о текущем литпроцессе, его художественно-стилевых и идейных тенденциях, новых литературных формах, соотношении духовности и занимательности и т.д. В центре авторского внимания – «Пелевин и Пустота», «Право на дерзость. (О журнале «Вольный лист»)», «Инфернальные акценты российской прозы» (названия статей и эссе) и пр.

Давид Баевский. Парапушкинистика 3.

– Minneapolis: M.I.P. Company, 2021. – 212 с. ISBN 978-0-916201-51-7 (ebook)

Начало «парапушкинской» темы положено в 1986-м, когда писатель и издатель Михаил Армалинский выпустил «Тайные записки 1836–1837 годов», утверждая, что их автор не кто иной, как Александр Сергеевич Пушкин. К 35-й годовщине их выхода приурочена «Парапушкинистика 3», написанная соратником Армалинского Давидом Баевским. Парапушкинистикой ее «отцы-основатели» называют науку об общественной реакции на «Тайные записки». В третьем томе продолжается историография русскоязычной реакции – материалов за 2013–2020 годы и за начало 2021-го, а также за прошлые годы, не вошедших в первые два тома. Как сказано в предисловии, «Парапушкинистика – это  энциклопедия великого литературно-историческо-сексуального феномена, и по ней будут узнавать, кто, где, когда и как отозвался о Тайных записках Пушкина, чтобы составить мнение о том или ином писателе, журналисте, историке или просто о пушкинисте-любителе. По их реакции на Тайные записки с помощью Парапушкинистики сразу становится ясно, кто дурак, кто подлец, а кто кажущийся или настоящий умник».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...